|
Share

Издание второе, дополненное
Содержание
Предисловие
Введение
Часть 1. По законам природы

Глава 1. Об одной научной дискуссии

Глава 2. Из века в век Глава 3. "Внутренний врач"

Часть 2. Из врачебной практики
Глава 1. У истоков РДТ
Глава 2. Первые опыты
Глава 3. "...От семи недуг"
Глава 4. Голодайте на здоровье
Глава 5. Немного о профилактике
Глава 6. На разных меридианах
Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена интересному и важному вопросу о лечении ряда психических и соматических заболеваний методом дозированного голодания, или, точнее, – разгрузочно-диетической терапии (РДТ). Это уже второе, переработанное и дополненное издание книги Ю. С. Николаева и Е. И. Нилова "Голодание ради здоровья". Первое вышло в 1973 г. тиражом 200 000 экземпляров и быстро разошлось, вызвав большой интерес как у широкого круга читателей, так и у медиков. В настоящем втором издании внесены изменения в главу "Внутренний врач", где авторами дано новое воззрение на ацидоз. Заново написаны главы "Голодайте на здоровье" и "На разных меридианах".
Авторы развивают свой взгляд на голод и голодание. Они отмечают, что голод как социальное явление – это большое бедствие, могущее привести к истощению и смерти. Однако в руках людей, знающих и умеющих им пользоваться, он может стать сильным биологическим средством, которое позволяет избавить больных от разных заболеваний, не поддающихся лечению распространенными в медицине медикаментами и другими средствами. Между тем в настоящее время существуют и противники этого метода, отрицающие возможность его применения для терапии. К тому же далеко не все врачи знают, как использовать метод дозированного голодания в лечебных целях. Авторы показывают, что если овладеть методом, то результатом лечения будет отнюдь не истощение и смерть, а восстановление здоровья и продление жизни у тяжелобольных людей.
В книге помещен интересный очерк истории вопроса, в котором показывается, что лечение голодом было известно еще в глубокой древности. Авторы, совершив своеобразное путешествие, приводят много интереснейших данных, представляющих интерес не только для широкого круга читателей, но и для врачей разного профиля. Они убедительно показывают, что нет никаких оснований рассматривать этот метод как новый, неизученный и тем более опасный. Неправильно ставить метод под сомнение и даже отрицать его без собственного клинического опыта. В настоящее время положительные результаты лечения голоданием подтверждены на десятках тысяч больных во всем мире. В Советском Союзе метод РДТ с успехом применяется в ряде больниц и институтов Москвы, Ленинграда, Минска, Ташкента, Киева, Харькова, Кривого Рога и др.
Большим вкладом в развитие метода явился вышедший в Москве в 1969 г. сборник "Проблемы лечебного голодания". В нём приняли участие крупные учёные: академик П. К. Анохин, академики АМН СССР А. А. Покровский и П. А. Федоров, профессор Ю. С. Николаев. Серьезного внимания заслуживают также монографии ряда зарубежных учёных. Все эти авторы на большом статистически достоверном материале подтверждают высокую эффективность метода.
По решению президиума АМН СССР и президиума Ученого совета Министерства здравоохранения СССР в 1987 г. проведена Всесоюзная научно-практическая конференция по проблеме применения РДТ в клинической практике. В институте питания АМН СССР с 1986-го по 1988 г, осуществляется специальное исследование по механизму действия голодания на организм.
Следует подчеркнуть, что как терапевтическое средство голодание всегда должно быть дозированным, не доводящим человека до полного истощения. Поэтому профессор Ю. С. Николаев указывает, что применяемый им метод является не просто лечебным голоданием, а разгрузочно-диетической терапией, включающей в себя ряд процедур, способствующих выведению из организма токсических продуктов (очистительные клизмы, душ, массаж, длительные прогулки на свежем воздухе, дыхательная гимнастика и др.). Период голодания сопровождается равным ему по времени периодом восстановления.
РДТ – это неспецифический, т. е. биологический общеоздоровительный, метод, мобилизующий и повышающий защитные силы организма, что дает возможность использовать его для лечения широкого круга заболеваний, в том числе соматических – сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, болезней суставов, органов дыхания, кожных, аллергии, ожирения и др. Профессор Ю. С. Николаев с успехом стал применять метод РДТ для лечения и возвращения к работе и жизни людей с рядом психических болезней –вялотекущей формой шизофрении, некоторыми неврозами и др. РДТ дала также положительные результаты при лечении болезни Бехтерева.
В книге достаточно подробно описана методика РДТ и рекомендуемая при этом диета. Приведены некоторые весьма выразительные и впечатляющие примеры лечения психических больных. Вместе с тем профессор Ю. С. Николаев постоянно предостерегает от представления, будто метод РДТ – это панацея от всех болезней. Более того, он подчеркивает, что лечебное голодание противопоказано в ряде случаев. Настойчиво предупреждает он также, что несведущим людям нельзя заниматься самолечением, что РДТ должно проводиться под наблюдением врачей.
Весьма важен вопрос о сущности метода РДТ. Дозированное голодание приводит к резкому усилению диссимиляторных процессов, к разрушению и выведению из организмов всех излишков, шлаков, всего того, что засоряет его, мешает нормальной жизнедеятельности. Это касается прежде всего патологических отложений и образований, например, отложений солей, избытка жира, токсичных продуктов обмена и др. Освобождаясь от шлаков, организм переходит на эндогенное питание за счет разрушения собственных жиров, углеводов и белков определенных органов и тканей, но практически не затрагивает такие жизненно важные органы, как сердце и мозг. Этот процесс усиленного разрушения тканей, клеток и молекул сопровождается усилением восстановительных процессов на молекулярном, клеточном и тканевом уровнях и приводит к обновлению и как бы омоложению всего организма и всех его органов. Поэтому есть основание считать метод РДТ методом стимуляции физиологической регенерации. Этот метод полностью согласуется с данными учения о регенерации, которое также во всех случаях репаративной и физиологической регенерации имеет две фазы: разрушение и восстановление. В обоих случаях фаза разрушения характеризуется преобладанием распада белка и нуклеиновых кислот над синтезом, переходом аэробного дыхания на гликолиз, сдвигом показателя рН в кислую сторону, ацидозом. Фаза восстановления в том и другом случае характеризуется преобладанием синтеза белков и нуклеиновых кислот над их распадом, переходом к аэробному дыханию с гликолиза, возвращением рН к нейтральному состоянию, исчезновением ацидоза и др. Ацидоз при голодании, как указывают авторы, вызывает восстановительные процессы, в частности, способствует фиксации клетками организма СО2 воздуха, углерод СО2 при этом преобразуется в углерод органических соединений; лучше происходит карбоксилирование нуклеиновых кислот, что, в свою очередь, обеспечивает полноценный синтез аминокислот и других соединений белка. Таким образом, лечебное голодание можно рассматривать как естественный фактор стимуляции физиологической регенерации, приводящей к обновлению и омоложению клеток, тканей, молекул и химического состава целого организма.
Метод РДТ, как справедливо отмечается в книге, с успехом может применяться не только для лечения, но и для профилактики заболеваний, более того – для продления работоспособности и продолжительности жизни людей и животных. Очень выразителен пример с образом жизни и долголетия у людей племени хунза на севере Индии. Люди этого племени живут до 110-120 лет, сохраняя работоспособность. При этом они ежегодно голодают по два месяца и питаются богатой витаминами растительной пищей, в особенности абрикосами.
В заключительной главе книги дан интересный обзор того, что делается в настоящее время в разных странах, "на разных меридианах" нашей планеты при применении метода лечебного голодания.
Профессор Ю. С. Николаев с основанием ставит вопрос о необходимости создания в Советском Союзе центра по лечению ряда соматических и психических заболеваний методом РДТ, где проводились бы научно-исследовательская и клиническая работы.
Таким образом, авторы правильно указывают, что в настоящее время в медицине, наряду с медикаментозными средствами лечения, иногда совершенно незаменимыми, возникло и интенсивно развивается новое направление естественного биологического лечения и профилактики ряда заболеваний у людей и животных (в том числе сельскохозяйственных) и продолжения работоспособности и жизни людей путем применения метода РДТ, позволяющего мобилизовать и значительно повысить защитные силы больного или стареющего организма. Авторы книги подняли важный вопрос биологии и медицины и сумели в ясной, четкой и убедительной форме довести его до широкого круга читателей. Безусловно своей работой профессор Ю. С. Николаев и его единомышленники, разрабатывающие проблемы РДТ, внесли большой вклад в медицину.

Академик АМН СССР
профессор О. К. ГАВРИЛОВ



ВВЕДЕНИЕ

Со времени первого издания этой книги, т. е. за пятнадцать лет, накоплен новый интересный материал по РДТ.
На данном этапе развития медицинской науки, несмотря на его огромные достижения, существует еще целый ряд заболеваний, особенно хронических, когда обычные методы лечения не дают положительного эффекта либо когда при длительном приеме лекарств возникает непереносимость к фармакологическим средствам. Именно в этих случаях приходится поражаться эффекту, который дает РДТ.
Выход в свет первого издания книги "Голодание ради здоровья" сыграл громадную роль в деле распространения и популяризации РДТ не только в нашей стране, но и за рубежом. Книга была переиздана в Японии, Болгарии, Греции. Миллионы людей читали ее, переписывали от руки, на машинке. Хлынул поток писем, отзывов, устных высказываний, К автору книги со всех концов страны приезжали "ходоки", делились своими идеями, наблюдениями, опытом, пытались внести свою лепту в дело изучения и популяризации этого лечения.
Десятки миллионов людей заинтересовались безлекарственными методами оздоровления, гигиеной питания; появилась тяга к натуральным продуктам, сырым фруктам и овощам, к сокращению в рационе сахара и животных белков. Многие стали менять образ жизни, избегая переедания, борясь с гиподинамией, с алкоголем, курением.
В настоящее время немало врачей изучили РДТ и стали применять его у себя на местах амбулаторно, а в некоторых городах – Ленинграде, Москве, Минске, Горьком, Арзамасе, Кировограде, Душанбе, Евпатории, Ростове-на-Дону, Одессе, Риге, Ужгороде и других – стационарно.
За последние два десятилетия защищены три докторских и двадцать шесть кандидатских диссертаций по проблеме РДТ. Причем первая докторская диссертация была защищена еще четверть века назад – в 1960 г. Таким образом, срок исследований в этой области уже немал, метод получил научное обоснование. Кроме того, за последние годы усовершенствовались приемы лечения различных хронических заболеваний. Советскими учёными получено несколько авторских свидетельств на изобретения в области РДТ.
Изданы методические рекомендации по лечению этим методом нервно-психических заболеваний, алкоголизма, бронхиальной астмы (в том числе с осложнённым течением саркоидоза органов дыхания), гипертонической болезни. Имеется ряд научных работ, которые показывают возможность успешного применения лечебного голодания при гормонально зависимых состояниях, а также при осложнённом течении сердечно-сосудистых заболеваний, при некоторых системных поражениях соединительной ткани.
Назовем в порядке хронологии наиболее значительные работы и мероприятия по дальнейшему развитию РДТ.
В 1969 г. Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР выпустил в свет большой сборник "Проблемы лечебного голодания". Часть первая – "Клиника лечебного голодания" (под редакцией проф. Ю. С. Николаева); часть вторая – "Нейрофизиология голода и насыщения" (под редакцией академика П. К. Анохина); часть третья – "Патофизиология голодания" (под редакцией академика АМН СССР Н. А. Федорова); часть четвертая – «Биохимия голодания" (под редакцией академика АМН СССР А. А. Покровского).
Методические письма с рекомендациями по РДТ издавались министерствами здравоохранения с 1975 по 1985 г.
С 1973-го по 1975 г. в Центральной республиканской больнице МЗ РСФСР функционировало отделение РДТ, где успешно лечили больных, страдающих сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными, аллергическими заболеваниями и с полиартритом. Здесь за этот непродолжительный срок метод РДТ был применен 283 больным, перед тем длительно и безуспешно лечившимся самыми разнообразными методами, и 233 из них были выписаны практически выздоровевшими.
С 1974 г. в Ленинграде большую исследовательскую деятельность и практическую работу по РДТ (в основном при лечении больных бронхиальной астмой) проводит ВНИИ пульмонологии МЗ СССР под руководством профессора А. Н. Кокосова. В 1980 и 1984 гг. вышли монографии и сборник трудов этого института – "Разгрузочно-диетическая терапия больных бронхиальной астмой" и методические рекомендации под тем же названием.
В больнице № 11, Кривой Рог, с 1974 г. РДТ широко используется при лечении ряда заболеваний.
С 1974 г. РДТ начали успешно применять в 29 лечебных учреждениях Минска. А в 1978 г. в Белорусском НИИ туберкулеза при МЗ БССР был разработан фракционный метод лечебного голодания, который можно, без сомнения, назвать новым значительным этапом в развитии РДТ. С помощью его удаётся излечивать ряд тяжелейших заболеваний, в том числе внутригрудной саркоидоз органов дыхания, при наличии у больных непереносимости к лекарственным препаратам, а также при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, сахарного диабета, остеопороза, ожирения, некоторых психических и других заболеваний, являющихся противопоказанием для применения других видов терапии.
Проведены две научно-практические конференции по РДТ. Первая – в 1976 г., вторая – в 1978 г. Основная тематика обеих конференций – лечение нервно-психических и соматических заболеваний и физиологические процессы при РДТ. На них было сделано множество сообщений об успешном лечении самых разнообразных сопутствующих соматических заболеваний.     В 1980 г. в московской городской клинической больнице № 68 было открыто отделение РДТ на 40 коек для лечения соматических больных, которое успешно работает до настоящего времени. В нём за семь лет получили лечение свыше двух с половиной тысяч больных, страдавших главным образом гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, желудочно-кишечными и аллергическими заболеваниями, полиартритом, остеохондрозом и др.
Большинство пациентов выписаны практически выздоровевшими или со значительным улучшением.
Изучены также отдалённые результаты лечения РДТ – а это чрезвычайно важно для оценки эффективности метода. Полученные данные свидетельствуют об устойчивом действии РДТ. Исключение составили несколько случаев, когда больные нарушали рекомендации по питанию и общему режиму.
На совместном заседании президиума Академии медицинских наук и президиума Ученого совета Министерства здравоохранения СССР было принято решение об организации и проведении Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме применения РДТ в клинической практике. В план исследований Института питания на 1986 – 1988 гг. включена тема "Биологическое, физиологическое и морфологическое изучение механизма действия голодания на организм (клинико-экспериментальное исследование)". Этим же институтом намечен состав группы учёных для координации работы сотрудников института с профессорами Ю. С, Николаевым и Л. Н. Кокосовым. В рабочую группу вошли девять академиков и три доктора медицинских наук.
28 декабря 1984 г. состоялась научно-практическая конференция на тему "Организация и методы дальнейшего внедрения разгрузочно-диетической терапии в практику", которая завершилась созданием Центра по изучению и внедрению в лечебную практику метода РДТ. Таким образом, естественный биологический метод РДТ, апробированный за несколько десятилетий на тысячах пациентов и давший прекрасные результаты, по праву делается объектом серьезных научных исследований и берётся на вооружение практической медициной.



Часть 1
По законам природы

Мудрость заключается в том, чтобы познать всё то, что сделано природой.
Гиппократ


Глава 1

Об одной научной дискуссии

Если бы собрать в одну аудиторию сторонников и противников метода лечебного голодания (теперь его чаще называют методом РДТ – разгрузочно-диетической терапии), высказывания которых встречались в мировой печати, мы бы оказались свидетелями интересной дискуссии. Допустим, что она состоялась на самом деле...
Дискуссия проходила бурно. Она разгорелась после доклада профессора. Невысокий, сухощавый, со следами утомления на лице, он говорил живо и страстно:
– Из тысячелетнего опыта, после многочисленных экспериментов и тщательного клинического изучения, стало совершенно ясно, что лечебное голодание – исключительное терапевтическое средство. Оно способствует радикальному очищению, а всё, что очищает – оздоравливает. По быстроте и эффективности избавления от различных недугов метод не имеет себе равных, особенно когда накапливается целый "букет" заболеваний, когда лекарственное лечение одного недуга усугубляет другой. Или же когда у пациента непереносимость к медикаментам.
Почему же лечебное голодание до сих пор не получило широкого распространения? Мешает прежде всего малая осведомленность в этих вопросах, непонимание сути. Затем – настоящая "эпидемия чревоугодия", охватившая многие промышленно развитые страны. И еще – серьезная опасность различных осложнений при попытках проводить длительное голодание самостоятельно, в домашних условиях, без руководства специалиста. Здесь могут подстерегать "подводные камни", особенно на выходе из голодания.
Если воздержание от пищи можно сравнить с подъемом на гору, то возврат к питанию – со спуском. А как известно из статистики альпинизма, большинство трагических случаев происходит именно во время спуска, когда вершина, уже покорённая, осталась позади.
Можно совершенно грамотно провести курс РДТ и всё испортить на стадии восстановления. Так, один пациент после длительного голодания посетил итальянский ресторан и съел несколько тарелок макарон. Как и следовало ожидать, этот пир в его жизни был последним. Другой прервал голодание, съев свиную отбивную. Не удивительно, что у него пришлось выкачивать содержимое желудка.
Многие пациенты прекращают курс лечебного голодания и начинают употреблять случайную, показавшуюся им подходящей пищу и нередко оказываются в тяжелом состоянии.
И хотя приведенные выше случаи были прямым результатом неправильного и неумеренного питания, всё это ставилось в вину именно лечению голоданием.
Цель терапевтического голодания – не только устранить болезни. Пройдя РДТ, пациент должен обучиться правильному образу жизни, понять, что если после лечения он не изменит его, то тем самым создаст условия для возвращения болезней.
Многие бывают разочарованы, узнав, что устойчивость выздоровления, достигнутого при помощи РДТ, в очень большой степени зависит от привычек и питания. Голодание – суровое испытание само по себе, а тут, оказывается, необходимы еще и длительные ограничения после него!..
К сожалению, чрезвычайная ценность лечебного дозированного голодания еще не признана многими медиками, несмотря на то, что вопрос этот физиологи, биологи, врачи разрабатывают уже сто лет. Не используют этот метод специалисты при целом ряде широко распространенных ныне хронических заболеваний, не поддающихся, как правило, успешному лечению медикаментами.
Ни слова не говорится о лечебном голодании и в медицинских учебных заведениях. Вот и выходит, что лечащий врач не прописывает пациенту голодание потому, что сам так же несведущ в этих вопросах, как и человек, совершенно не связанный с медициной.
Статистика показывает, что в наше время многие врачи самые легкие заболевания часто глушат сильнейшими средствами, даже при незначительном повышении температуры назначают антибиотики. Это породило огромную армию людей, страдающих непереносимостью к антибиотикам и другим лекарственным препаратам.
Здесь на помощь могут прийти врачи – натуропаты, всё шире применяющие лечение голоданием и другими естественными методами.
Джеффри с горечью говорил:
"Если пациент умирает, пройдя курс лечения обычными методами, это расценивается как несчастье неизбежное; если же пациент погиб при проведении натуропатического лечения, это рассматривается как преступление, отсутствие медицинской помощи". И при этом совершенно забывают, что среди людей, которые пытаются лечиться голоданием, много таких, которые находятся в тяжелом состоянии, уже испробовали все формы лечения – медикаменты, операции, физиотерапию, курортное лечение и т. д.– и всё напрасно. В конце концов, как к последнему средству, они прибегли к лечению голоданием. Но что самое интересное: процент выздоровления у таких больных оказывается на удивление высоким, а случаи летального исхода – чрезвычайно редки, буквально единичны.
Профессор сел, и слово взял биолог:
– Теперь даже длительное лечебное голодание широко и успешно практикуется в разных клиниках; метод развивается, обогащается и постепенно пробивает себе дорогу в жизнь, завоевывая всё большее число последователей среди врачей. Они стремятся лечить не болезнь, а больного, весь организм в целом. В связи с этим возрос интерес к публикациям о неспецифических методах лечения и профилактики. Появляется много специальной и научно-популярной литературы, в которой сквозит тревога в связи с так называемым "фармацевтическим бумом", охватившим многие страны мира и повлекшим за собой сложные "лекарственные заболевания".
Всё это создало условия для развития РДТ. В свое время американский писатель Эптон Синклер собрал богатый статистический материал по вопросам лечебного голодания и обратился к своим современникам с такими словами: "Я приглашаю всех моих читателей, которые чем-либо больны, особенно я приглашаю всех работников медицины честно испробовать лечение голоданием. Результаты будут поразительны, им придется заново пересмотреть свои методы лечения болезней".
Что же такое – лечение голоданием? Оно не является прерогативой человека. Среди диких и домашних животных голодание во время болезни обычное явление, инстинкт, который, к сожалению, утратил человек. Что делают собака, кошка или лошадь в случае заболевания или тяжелого ранения? Животное перестает есть до тех пор, пока не выздоровеет. Единственное, что больное животное потребляет, – какие-нибудь слабительные травки. Де Вриз писал: "Хотя инстинкт не является научным обоснованием лечебного голодания, надо заметить, что лечебное голодание не противоречит естественным инстинктам в том смысле, в каком это обычно представляется. Говорят, что голодать – значит сопротивляться нашему нормальному чувству голода. Бесспорно обратное, а именно, что обычная практика усиленного питания при острой форме заболевания противоречит нашим естественным инстинктам".
Эптон Синклер размышлял о том же: "Я уверен, что система "пичканья", обычно применяемая врачами, является трагической ошибкой. Когда Давид Грэхем Филлипс был ранен, я написал письмо в Нью-Йорк, что его убили доктора, потому что они закормили его в то время, когда он лежал в критическом состоянии и госпитале. Вводить питание при таких обстоятельствах – самая величайшая ошибка". И это делают люди, давшие клятву Гиппократа, того самого, который при подобных обстоятельствах, когда больной находится в критической ситуации, прописывал воздержание от пищи до тех пор, пока не нормализуются температура, давление и другие показатели состояния больного.
Кто и когда подсчитывал, сколько жизней унесла и уносит теперь эта порочная практика так называемой "укрепляющей" диеты для "поддержания" сил больного организма? Сколько несчастных, находясь в реанимации, получают это усиленное мясное питание или мясной бульон – через резиновую трубку, когда они уже не в состоянии шевельнуть челюстью! Больного, особенно с повышенной температурой, ни в коем случае нельзя кормить. Он не должен получать ничего, кроме воды или соков, пока не появится чувство настоящего голода, а не ложное чувство аппетита, пусть даже пройдет несколько недель до этого момента.
Я считаю, имеется только одна "болезнь" – результат игнорирования или незнания законов природы, в данном случае – законов питания и голодания, этого единого, диалектически взаимосвязанного процесса. Это приводит к токсемии, или засорению ядами и шлаками обменного происхождения.
Тогда поднялся возмущенный профессор-диетолог.
– Ну, знаете, – начал он возбуждённо, – это неслыханно – делать подобные заявления! Будь предыдущий докладчик медиком, он бы не позволил себе таких выпадов. Что за детская наивность – эта апелляция к природе и к её "ещё не познанным законам"?! Мы, диетологи, твердо и незыблемо стоим на строго научной концепции сбалансированного рационального питания, включающего в себя широкий ассортимент пищевых продуктов. Говоря о методе лечебного голодания, хочется выразить прежде всего свое принципиальное несогласие со следующим положением: пациентам после проведенного курса голодания рекомендуется вегетарианское питание. Мы, диетологи, считаем эти рекомендации очередной модой, и только! Вы на долгие сроки предлагаете оставить человека без незаменимых аминокислот, витаминов и других биологически активных веществ, которые поступают к нам в организм при регулярном питании. Это же может привести органы и системы человека к истощению и необратимым процессам. Посмотрите документальные фильмы о голоде в Эфиопии, и вам станет ясно, к чему вы придёте со своим методом лечения. Установлено, что на голоде резко изменяется кислотно-щелочное равновесие в организме в сторону кислой среды (ацидоз). В кровеносном русле резко увеличивается количество недоокисленных продуктов, кетоновых тел. Это также небезразлично для наших органов и систем. О каком же лечебном эффекте при этом можно говорить?
Далее диетолог развивал свои соображения, казалось бы, научно обоснованные. Видно было, что сам он ни разу не заглянул в отделение, не ознакомился с научными работами и диссертациями, посвященными проблеме РДТ. В конце выступления он сурово предостерег:
– Голодание неизбежно приводит к переходу организма на эндогенное питание, то есть на использование собственных тканевых запасов, а они в организме невелики, особенно резервы белка, и во время голодания могут развиться глубокие нарушения обмена. Если пища долго не поступает в желудок, то желудочный сок способен повреждать собственную стенку, а обкладочные клетки желудка, которые выделяют соляную кислоту и в энергетическом отношении слабы, в конце концов должны органически переродиться или погибнуть. Мы ставили опыты...
Из зала послышался голос биолога:
– На каких объектах вы проводили свои наблюдения?
– Экспериментальный материал получен на мышах, – ответил диетолог.
– А сроки голодания? Его длительность? И тут докладчик назвал сроки, почти смертельные для животных.
– Да, но ведь вы изучали состояние мышей в летальный или близкий к летальному период, когда происходят уже необратимые изменения в организме. А лечебное голодание рекомендуется на срок значительно меньший, чем тот, при котором могут начаться такие изменения. Как же можно сравнивать две разные стадии процесса?! Истощение от голода начинается там, где кончается лечение голодом. Истощение начинается тогда, когда все запасы исчерпаны и существование организма продолжается уже за счет жизненно важных органов и тканей... Но это происходит только при чрезмерно длительных сроках голодания, когда потеря веса достигает 45 – 50% от исходного веса тела.
На сцену поднялся сотрудник медицинского института и поставил на стол клетку с белыми мышами. Сначала собравшиеся подумали, что мыши демонстрируются для подтверждения положений выступавшего. Но научный сотрудник сказал, обращаясь к нему:
– Извините меня, коллега, за небольшое дополнение к вашему докладу. Я хотел только познакомить вас с этими экспонатами. Здесь (он указал на мышей, находящихся в правой части клетки) мыши, подвергшиеся резкому ограничению питания, близкому к голоданию, а эти (он указал на левую часть клетки) – контрольная группа, получавшая нормальное и даже несколько усиленное питание. И те, и другие – ровесники, а между тем...
Мыши действительно резко отличались и по внешнему виду, и по поведению. Контрольные, которые ели сколько им хотелось, сидели, понуро нахохлившись, и производили впечатление болезненно-тупых. Мыши, подвергнутые голоданию, были очень оживлены, у них был бодрый и здоровый вид.
– Как видите, наши опыты значительно расходятся с вашими наблюдениями. Когда мы закончим эксперимент, я буду рад, если вы пожелаете сравнить наши результаты. Добровольное продолжительное голодание является одним из самых важных и наименее понятных путей к сохранению и восстановлению здоровья, и применение его как метода лечения так же старо, как и само человечество. Идея воздержания от пищи для борьбы с болезнью так проста, что современные медики, возможно, поэтому и не могут её принять. Ведь эта терапия не требует ни дорогостоящих лекарств, ни ультрасовременной техники – ничего, кроме знающего врача и... воды.
Издавна понятия о терапии голоданием для многих людей ассоциировались с представлениями о вынужденном голоде и связанным с ним страхом голодной смерти или причинении серьезного вреда организму.
Утверждалось, будто голодание ослабляет сердце, приводит к коллапсу, вызывает атрофию желудка или переваривание его стенок желудочным соком, грубо и неотвратимо нарушает обмен веществ в организме, вызывает отеки и ацидоз, дегенерацию клеток и авитаминоз, разрушает зубы, понижает сопротивляемость организма болезням и т. д. и т. п.
Все эти опасения совершенно необоснованны.
К сожалению, противники РДТ никогда не являлись специалистами в этой области, они под словом "голодание" даже и теперь подразумевают обычно бессрочное лишение пищи, при котором в организме действительно могут развиться необратимые процессы. Человек, голодающий вынужденно из-за того, что ему просто нечего есть, находится в состоянии постоянного стресса. Пролонгированный стресс (дистресс, по Селье) действует на организм разрушительно и может привести к необратимым последствиям. Отсюда – заявления о том, что голодание непременно вызывает "дегенерацию", "стойкие нарушения", "необратимые последствия на клеточном уровне" и т. п.
Практика терапии голоданием показала, что ни одно из выдвигаемых обычно возражений против голодания не имеет в действительности серьезных научных и практических оснований. А практика, как известно, критерий истины!
Что касается авитаминозов, то их не бывает при лечебном голодании. Убеждение в противоположном появилось при исследовании различных неполноценных, вычурных диет: "рисовые", "очковые", "английские", "французские" и т. д., которые справедливо критикуются в печати. Но заодно с "очковыми", "кефирными" и прочими диетами критикуют и полное воздержание от пищи (его называют "нулевой" диетой). Именно здесь диетологи начинают говорить о "возможности авитаминоза" при длительном голодании. А предполагается это по простой аналогии: если, мол, диета с отсутствием достаточного количества минералов, микроэлементов, витаминов вызывает авитаминоз, то голодание тем более должно приводить к нему.
Однако на поверку получается обратное. Как показывают многочисленные исследования, при лечебном голодании организм не тратит энергию на переваривание, усвоение, выделение. Заодно значительно снижается потребность в минералах, а свои наличные резервы организм использует гораздо экономнее. Поэтому если авитаминозы и наблюдаются очень часто при монодиетах, когда употребляются рафинированные, денатурированные продукты, то при голодании их не возникает.
Известный американский исследователь де Вриз писал: "Можно гораздо дольше жить на одной воде, чем на воде и белой муке, просто потому, что употребление в пищу белой муки увеличивает потребность в других веществах, чтобы организм мог переварить, усвоить и метаболизировать муку".
Наш уважаемый диетолог утверждает: "Не получая белка во время РДТ, организм, помимо жира, расходует структурные белки собственных тканей, в первую очередь мышц". Но еще сто лет назад на основании длительных глубоких исследований академик В. В. Пашутин выяснил, что во время голодания расходуются ткани патологически измененные. Именно освобождением организма от старых, больных, мертвых, слабых, дряблых, разлагающихся клеток и тканей определяется мощный терапевтический эффект при самых различных заболеваниях. Ведь здоровые ткани при этом не только не страдают, но как бы обновляются, чем и вызывается эффект омоложения, отмечаемый всеми исследователями – как древними, так и современными. все жизненно важные органы – сердце, ЦНС, головной мозг, железы внутренней секреции – в процессе лечебного голодания, каким бы продолжительным оно не было, сохраняют статус-кво и даже значительно улучшают свои функции.
Именно этими факторами объясняются такие феномены при лечебном голодании, как взлёт творческих способностей у работников умственного труда – литераторов, музыкантов, изобретателей, художников. У них неизмеримо возрастает работоспособность, проясняется сознание, улучшается качество мышления: оно становится глубже, значительно расширяется круг ассоциаций, улучшается память долгосрочная и краткосрочная и т. д.
Недопустимо нападать на метод лечебного голодания, отвергать его, исходя из чисто умозрительных построений. Надо быть прежде всего компетентным в этой области. Например, говорят, будто не существует чётких показаний дозировки РДТ. Но как раз тут советскими учёными проделана большая научная работа. Накоплен огромный опыт, существует целый арсенал объективных клинических показаний состояния больного, которым и руководствуются при определении сроков РДТ. Вообще, РДТ, как никакой другой метод, позволяет в широчайших пределах варьировать дозировку длительности голодания и последующего восстановления. При этом учитываются не только данные ЭКГ, уровень кровяного давления, биохимические исследования крови, мочи, кожных покровов, но и тяжесть заболевания, его длительность, динамика развития и даже состояние реактивности больного, тип его нервной системы.
При многих заболеваниях изучались отдалённые результаты РДТ.
Все возражения оппонентов тщательно изучены, проверены во многих лечебных учреждениях.
Во всех областях науки всегда считалось обязательным достаточно глубоко изучить вопрос, о котором берешься судить. К сожалению, все сведения, которыми оппоненты руководствуются, получены из вторых рук, из устаревших источников. Факты, которые они приводят, опровергнуты современными научными исследованиями. И, самое главное, чего никак не могут усвоить наши оппоненты: РДТ не является голоданием в обыденном смысле слова. Поэтому мы и отказались от этого термина. РДТ есть не что иное, как питание из других источников, эндогенное питание. Не зная этого, невозможно делать правильные выводы о методе и профессионально подходить к вопросу.
Наши маститые оппоненты пишут пространные статьи о вреде метода РДТ как такового, рассуждают о "недостаточной изученности", о необходимости дополнительных исследований и т. п. И – ни звука о той позитивной роли, о тех поразительных результатах, которые приносит РДТ при самых различных заболеваниях. "Этого не может быть, потому что не может быть никогда"– так говорят неспециалисты.
Да, научные исследования, дополнительные эксперименты, опыты, выводы необходимы, и они будут продолжаться.
Наши оппоненты довольно часто и сами себя опровергают. Взять хотя бы такой пример. "Всем давно известна азбучная истина, что наш организм постоянно обновляется", – заявляют они, подразумевая под этим, что, следовательно, в применении метода РДТ нет необходимости. Мы возражаем: специалисты по РДТ и многочисленные пациенты, прошедшие этот целительный, благодетельный курс лечения, знают, что именно в процессе дозированного лечебного голодания обновление и омоложение организма значительно усиливаются. Когда на какое-то строго рассчитанное время прекращается непрерывный поток пластических материалов, появляется возможность наиболее эффективно вывести из тканей погибшие клетки, утилизировать отжившие, больные ткани, очистить системы и органы от накопившихся шлаков, токсинов.
РДТ можно назвать временной остановкой конвейера для профилактического ремонта тех систем и механизмов, которые невозможно починить, пока конвейер находится в постоянном движении. В таких профилактических ремонтах нуждаются абсолютно все машины, чтобы они могли работать эффективно, долго, без срывов. Это аксиома. Аксиомой можно считать и то, что организм больного человека никак нельзя назвать "хорошо отлаженным производством". И переедание для больного – особенно опасно. Но в том-то и сила лечебного голодания, что оно наиболее показано при болезнях, возникающих от неправильного питания и переедания.
К трибуне стал пробираться пожилой человек, обладавший удивительной стройностью и легкостью движений. //Paul C. Bragg. The Miracle of Fasting. – Sydney. 1967.// Свое выступление он начал так:
– Какое, по вашему мнению, наиболее значительное открытие в нашем веке? То, что нашли яйца динозавра в Монголии, о которых учёные писали, что они пролежали 10 000 000 лет? Или радиоактивные часы, при помощи которых профессор Лейн в Трафт-колледже определил возраст Земли в 1 250 000 000 лет? Реактивные самолеты? Телевидение? Радио? Атомная энергия? Водородная бомба? Нет, ни одно из них! По-моему, самое большое открытие нашего времени – это умение омолодить себя физически, умственно и духовно рациональным голоданием.
Используя научное голодание, можно забыть о своем возрасте. Голоданием человек может предотвратить преждевременную старость. Мне 95 лет, и я горжусь подвижностью своих суставов. Я с легкостью могу проделывать упражнения йогов, стоя на голове. Только несколько человек в мире могут проделать такие упражнения, не считаясь с возрастом. Опыт голодания у меня велик – 50 лет. Я не ставил рекордов голодания, но я систематически веду работу над собой. Я ем два раза в день и никогда не перекусываю между едой. Каждую неделю я голодаю по 24 часа и от 7 до 10 дней – по 3-4 раза в году.
Все зависит от самого человека и от того, какой образ жизни он ведет, как питается, как заботится о себе. Я верю в то, что человек может жить до 120 лет, а иногда и более. Человек по своему неблагоразумию, от невоздержанности в еде и питье умирает, не прожив и половины этого срока. Даже животные, когда им не мешают, могут жить очень долго. Человек – единственное исключение. В то время как дикие животные инстинктом чувствуют, как им надо жить, что есть и пить, человек ест и пьет все, потребляя самую трудноперевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему он не живет до ста лет! В теории мы все жаждем долгой жизни, на практике мы делаем её как можно короче.
Физическая слабость всегда казалась мне преступлением, самым большим оскорблением, нанесенным такому прекрасному инструменту, как человеческое тело. Чтобы быть здоровым, наслаждаться бесконечным здоровьем – для этого надо работать! Хорошее здоровье надо зарабатывать самому. Давайте же прекратим преступления против самих себя!..
Человек сам может творить чудеса. Здоровье вы не можете купить, никто вам его не даст. Я здоров, чувствую себя энергичным, бодрым потому, что изучил законы природы и следую им. Естественное питание, очищение организма голоданием, физические упражнения – всё это ведет к долгой жизни. Голодание – ключ к здоровью, оно очищает каждую клетку организма, Я уверен, что 99 процентов людей страдает от неправильного питания. Люди не понимают, как они засоряют свой организм, употребляя неестественную пищу, мясную пищу, и сколько ядовитых веществ накапливается у них в организме.
Если вы хотите здоровья, хотите быть всегда в отличной форме, начинайте работать над этим сегодня же вместе с природой, а не против неё!
Чем дольше говорил выступающий, тем более он восхищал слушателей. Просто удовольствие было слушать этого человека, кипевшего энергией, демонстрировавшего на себе результаты рекомендуемого им образа жизни.
Тут на трибуну решительно взобралась суровая с виду, невысокая женщина. Голос её зазвучал с какой-то рез¬кой торжественностью. Видно было, что говорит она о выстраданном, выношенном. // Высказывание взято из книги отзывов больных, лечившихся в московской больнице № 68.//
– Я – ленинградка, блокадница. Во время войны попала под артобстрел, когда нас, ребятишек детдома, перевозили по Ладоге на Большую землю. Я получила ранение в голову, пострадали также руки и ноги. В числе других раненых детей меня снова увезли в Ленинград, в военный госпиталь. Потом – снова детские дома. При¬шли похоронки на маму и отца: «Погибли при исполнении служебных обязанностей»... Затем ФЗО и вечер¬няя школа. Страшный холод. Страшный голод. Страшный тем, что он был вынужденным, беспросветным. Это вам не лечебное дозированное голодание! Вся дневная нор¬ма еды – 125 граммов хлеба, чайная ложка молока – забелить чай, жидкая каша и редко, по праздникам – сухие галеты. Но выдержали, выстояли.
Последующая жизнь моя была сложна: бесконечные тяжелые болезни приковали к постели. Началось с ревма¬тоидного артрита, а затем потянулись одна за другой: ишемическая болезнь сердца, остеохондроз, гипертония, мочекаменная болезнь, гастрит, колит, сахарный диабет, аллергия и т. д. Всё это меня очень мучило. Без конца обострялись недуги: пневмония, бронхит, гайморит, фрон¬тит. «Бюллетенила» по 8–9 месяцев в году. Артрологи, терапевты, эндокринологи и другие врачи были бессиль¬ны. И я двинулась на разведку – узнать, что это за больница № 68 в Москве, где какие-то чудаки-врачи ле¬чат голоданием, хотя при слове «голод» меня обуревал ужас: ведь от голода умерло столько моих близких, миллионы людей умерли от голода, и я сама чуть не по¬гибла. Врачи поначалу меня отговаривали: «Вы очень ослаблены, у вас тяжелый опыт в осажденном Ленин¬граде, как бы не было хуже». Но терять мне было нечего, характер у меня довольно твердый, несмотря на много¬численные заболевания. И я настояла на своем. Про¬голодала 24 дня, потеряла 17 килограммов, но стала чувствовать себя неизмеримо лучше. Это было чудо: приготовилась умирать «от голода», а тут наоборот – воскресла! Уже нет той страшной боли в пояснице и но¬гах, которая мучила меня столько лет, несмотря на все¬возможные бесчисленные методы лечения. «Затих» мой бедный позвоночник, который я ощущала в виде рас¬каленного столба. Успокоилось сердце, исчезли гиперто¬ния, пневмония, бронхит. Ни насморков, ни головной боли... Как будто этого ничего и не было!
Милые, славные доктора! Как я вам благодарна! Спасибо за то, что вы есть, вы – специалисты по РДТ! Сколько задавала я вам вопросов, и вы всегда терпе¬ливо, доброжелательно на них отвечали. Удивительный коллектив – все: от нянечек до профессора и главвра¬ча. Вы действительно умеете лечить всеми естествен¬ными средствами: воздержанием от еды, диетой, ласковым словом. Я привыкла к комфортабельным больницам, где лежала месяцами, но там я тосковала, потому что лекарства почти не помогали. А здесь я не замечала многочисленных недостатков больницы (нет двора для прогулок, нет поста у медсестры, нет местного теле¬фона и т. п.). Но зато было главное: нас не только эф¬фективно лечили, но и учили правильному образу жиз¬ни – предостерегали от перееданий, от обездвиженности, от питания неестественной рафинированной пищей и т. д. А я-то ведь после блокады старалась съесть побольше «ка¬лорийных», «укрепляющих» продуктов – наверстать за голодные военные годы! Уверена, что это было самой большой моей ошибкой, главной причиной болезней. Да здравствует могучее РДТ, которое лечит и учит жить!
В зале наступила тишина...
На этом дискуссия оборвалась.
Ну, а мы? Какой вывод должны мы сделать после воображаемой дискуссии? Собственно, задачей данной книги и является – внести ясность в этот вопрос. А для этого давайте познакомимся с ним детально, начиная со времени возникновения идеи лечебного голодания и кончая последними наблюдениями учёных.
Итак, начнем знакомство с методом.




Глава 2

Из века в век

Лечебное голодание считается сейчас одним из новых способов лечения. А между тем этот метод родился еще на заре человечества. Более того, можно с уверенностью утверждать, что с самого начала развития существующих ныне форм животной жизни им активно пользовались все представители животного царства.
В эпоху палеолита (40 – 50 тысяч лет назад), да и позднее голод для нашего древнего предка был вполне естественным, привычным состоянием. И это стало, судя по всему, весьма существенным обстоятельством в ряду других причин, поспособствовавших его выживанию.
Новейшие палеонтологические раскопки свидетельствуют о том, что кроманьонец палеолита был физически крепким и рослым, сложен был превосходно, как не всякий современный атлет, а здоровье имел просто богатырское. И всё это на так называемом "голодном" пайке.
По данным американского палеонтолога Д. Симпсона, из 500 млн. обитавших на земле видов растении и животных до настоящего времени сохранилось только два млн. (остальные 498 млн., не выдержав борьбы за существование и не сумев приспособиться к внешним неблагоприятным условиям среды обитания, погибли). Выжил и человек, адаптируясь за многовековую свою эволюцию к самым разным – и часто полярным – воздействиям среды: перепадам температур, колебаниям погоды, изменениям климата, как, например, в эпоху великого оледенения. Правда, в этот период он приобрел привычку питаться мясом, чего прежде не делал, будучи исключительно плодоядным млекопитающим, как и его ближайшие генеалогические сородичи – приматы и человекообразные обезьяны.
Что касается сознательного воздержания от пищи в целях оздоровления, то оно, вероятно, явилось результатом наблюдений над людьми и животными, на которых "голодание поневоле" оказывало благоприятное влияние. Эти наблюдения, многократно повторявшиеся, запоминались и передавались затем из поколения в поколение вместе с другими знаниями. В ранний период дописьменной истории человечества опыт такого лечения был "устным достоянием" всех членов рода или племени, а саму практику врачевания вели старейшины – как самые опытные члены первобытного общества.
Позже, с возникновением и расцветом религий, лечение больных постепенно переходит в ведение служителей религиозных культов – шаманов и жрецов, да и само лечение больных и подготовка лекарей сосредоточивается в храмах. Вот почему древние предписания голода очень часто бывают тесно связаны с теми или иными мистическими верованиями, являются частью определенного религиозного обряда. Так, первые христианские подвижники нередко отказывались от пищи, но делали это главным образом из религиозных побуждений. В тех же целях подвергали себя многодневному голоданию или, иначе говоря, посту, персидские солнцепоклонники. Жрецы-друиды у кельтских племен, так же как и жрецы Древнего Египта, обязаны были пройти испытание длительным постом, прежде чем могли быть допущены к следующей ступени посвящения. Причем в те времена под словом "пост" имелось в виду полное воздержание от пищи. И лишь позже под этим понятием стали подразумевать замену одних продуктов другими, скажем, масло сливочное – растительным, мясо – рыбой и т. д. У любого древнего народа, от которого остались и дошли до нас письменные памятники культуры или так называемые "священные тексты" или "письмена", "писания", можно найти много похвал лечению голодом. Почти у всех древних народов отказ от пищи считался лучшим способом очищения тела.
В сочинениях и наставлениях древних учёных Египта, Вавилона, Иудеи, Индии, Персии, Скандинавии, Китая, Тибета, Греции и Рима имеется немало гигиенических советов и описаний нелекарственного лечения, среди которых на первом месте – лечение голодом.
Проследим же за развитием на протяжении веков идеи лечебного голодания.
Тибет... Овеянный легендами суровый край, окруженный неприступными горами. Среди огромного количества трактатов и ксилографов тибетской медицины выделяется большое четырехтомное сочинение "Главное руководство по врачебной науке Тибета – Чжуд-ши", относящееся к IV в. до н. э. В нем – 156 глав, и одна из них красноречиво названа: "О лечении упитыванием и лечении голоданием". Автор этой книги Цо-Жед-Шонну.
Древние египтяне, по свидетельству древнегреческого историка Геродота (ок. 485 – ок. 425 гг. до н. э.), считали, что основой поддержания здоровья является систематическое (три дня в месяц) голодание и очищение желудка с помощью рвотного и клистира. А египтяне, отмечал он, "самые здоровые из смертных". Имеются также сведения, что древние египтяне длительным голоданием успешно лечили сифилис. Забегая вперед, скажем, что в XIX веке, а точнее в 1882 году, во время оккупации территории Египта французы регистрировали многочисленные случаи избавления от данного заболевания именно этим способом.
В древности медицина не отделялась от остальных сфер познавательной деятельности человека и вполне заслуженно считалась первой ступенью мудрости. Поэтому ранние свидетельства о голодании в оздоровительных целях мы получили от таких известных мудрецов древности, как Пифагор, Сократ, Платон.
Древние историки сообщают, что Пифагор (6 век до н. э.), древнегреческий философ и математик, основатель знаменитой школы философии, систематически голодал по 40 дней (например, перед сдачей экзаменов в Александрийский университет), справедливо считая, что это повышает умственное восприятие и творческие способности. Строгого 40-дневного поста, на одной воде, он требовал и от каждого из своих многочисленных учеников и последователей. И сам Пифагор, и его приверженцы придерживались строго вегетарианской диеты. По свидетельству биографов великого мыслителя, он довольствовался медом, хлебом, не пил вина. Главной же его пищей были вареные или сырые овощи. Отказавшись от общепринятой мясной пищи уже в 19-летнем возрасте, ученый дожил до весьма преклонных лет, сохраняя ясность мышления, чистоту духовных помыслов и устремлений.
Тех же взглядов на питание и голодание придерживались греческие философы – Сократ (470-399 гг. до н. э.) и Платон (428 – 347 гг. до н. э.), для которых воздержание было первой добродетелью. Оба они проводили систематическое 10-дневное голодание, которое помогало, по их мнению, достигнуть высшей степени умственного развития.
В Европе на развитие медицины большое влияние оказал древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), признанный отцом медицины. Многие его поучения и рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени. Ему же принадлежит знаменитая заповедь "Не вреди!". Великий Гиппократ, прежде чем назначить больному медикамент, рекомендовал выводить, буквально выжимать из организма всё то, что ему не нужно, и проделывать это до тех пор, пока не восстановятся все функции. А лучшего средства, чем голодание, для этих целей и не найти. И во время критического периода болезни он неизменно прописывал голодание.
"Идти на прибавление пищи, – считал Гиппократ, – следует гораздо реже, так как часто бывает полезным совершенно отнять ее, где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости...
Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь. Помни – всякий излишек противен природе".
Древние греки вообще славились своим здоровьем, которого достигали во многом благодаря воздержанности в пище. Особенной умеренностью отличались афиняне и спартанцы (суровый, аскетический образ жизни последних стал нарицательным – "спартанское воспитание"). Их даже дразнили малоедами и листоедами. Поэты-сатирики более позднего времени часто осмеивали это непонятное им равнодушие к так называемым "земным благам" со стороны умного и образованного аттического народа.
Какие же блюда у древних греков были наиболее распространенными и любимыми? Это мадса – род варева из пшеничной и ячменной муки; различные хлебы, мед, бобы, латук, салат, лук и лук-порей, другие огородные овощи, некоторые дикорастущие травы. Из фруктов подавались на стол за обедом оливки, финики и фиги (инжир). Во время военных походов солдаты не носили котелков и ложек, ели зачастую раз в сутки: проходя мимо повара, получали в подставленную ладонь немного теплой каши или мадсы, съедали ее, медленно жуя и добавляя к ней листья дикорастущих растений. Из всех животных белков предпочитали рыбу.
Римляне, хотя и заимствовали у греков религию и литературу, любили кровавые зрелища; бои гладиаторов, противные образованному и утонченному греческому сознанию. Римский полководец Лукулл (106 – 56 гг. до н. э.) славился своим богатством, роскошью и пиршествами. Он как бы открыл эру обжорства. Во все языки вошло нарицательное название "лукуллов пир", т. е. трапеза, когда столы буквально ломятся от яств. Но и в это время в Риме, исповедующем разгул, встречаются люди, ратующие за воздержание. Среди них – Плутарх, Овидий, Сенека.
Ревностный сторонник воздержания //В древней Греции в эпоху эллинизма на основе воздержания сложились медицинские школы; наиболее знаменитая из них была в Косе.//, Овидий (43 г. до н. э.– ок. 18 г. н. э.) писал:

Как хорошо, как полезно, друзья, быть довольну немногим...
Когда ты устанешь, гоняясь за зайцем,
Или скакав на упрямом коне, иль мечом забавляясь...
Тут ты, почувствовав жажду и позыв пустого желудка...
...Потом усталости – вот чем отыскивай вкусные блюда!..
Слушай же, сколько приносит нам пользы пища простая:
Первая польза – здоровье; затем, что все сложные яства
Вредны для тела!– Вспомни, какую ты чувствуешь легкость
После простого стола! Но вареное с жареным вместе,
Устриц с дроздами, как скоро смешаешь в одно: то в желудке
Сладкое в желчь обратится, и внутренний в нем беспорядок
Клейкую слизь породит!– Посмотри, как бывают все бледны,
Встав из-за пира, где были в смешенье различные яства!
Тело, вчерашним грехом отягченное, дух отягчает...
...Но умеренный, скоро насытясь и сладко заснувши,
Свежим и бодрым встает ото сна к ежедневным занятьям.

Плутарх (45 – 127 гг. н. э.), величайший биограф древности, много лет живший в Риме и других местах Италии, также был приверженцем воздержания и вегетарианства. Он говорил с убежденностью: "Вместо того, чтобы применять лекарства – лучше проголодать один день".
Аулюс Корнелиус Цельсус – древнеримский учёный I в., автор обширной энциклопедии, от которой сохранился раздел о медицине, составленный на основании греческих источников, успешно применял голодание при лечении эпилепсии и желтухи.
Из древнеримских врачей в развитие медицины ценный вклад внес Гален. Во II в. н. э. он ввел понятие об активных и балластных веществах, содержащихся в лекарственных растениях, и разработал технологию приготовления медикаментов, многие из которых применяются до сих пор и носят название "галеновых препаратов". Путем опыта и наблюдений Гален пришел к выводу, что гнев, раздражительность, ненависть, меланхолия и другие сильные отрицательные движения души (в древности называли их страстями, а мы теперь именуем стрессовыми состояниями) в большинстве случаев не имеют власти над телом, не могут причинять ему большого вреда, если человек живет, придерживаясь двух правил: воздержание и умеренность в пище и питье.
Об этом много позднее писал Л. Корнаро (о нем речь ниже): "Это еще до меня заметил знаменитый врач Гален. Он утверждает, что пока он следовал этим двум правилам, то мало страдал от болезней, что они никогда не продолжались долее одного дня".
Средние века не могут дать нам много интересного, ибо, как считают историки эпохи Просвещения, это было время невежества и мракобесия. Но всё же научная мысль не была полностью подавлена, преследования и казни не могли сломить стремление учёных познать природу, человеческий организм.
Огромное влияние на прогресс медицины в течение многих веков оказали труды крупнейшего ученого средневековья Абу-Али Ибн Сины, известного в Европе больше под именем Авиценны (980 – 1037).
Путешествуя, Авиценна заходил и в хижины бедняков, и во дворцы богатых эмиров. Он всем предписывал свое любимое лечение – голодание в течение 3 – 5 недель, особенно больным оспой, сифилисом. Рекомендовал движение, гимнастику, ванны, массаж, а если выдержит пациент, то и баню. У бедняков это лечение вызывало полное одобрение: ведь голодание – самое дешевое лекарство. Во дворцах метод не нравился. Но именно здесь он и был особенно нужен и полезен. И скрепя сердце эмиры подчинялись – прописал "лекарство" сам великий Авиценна!
В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях. В те времена, как уже мы говорили, пост чаще всего означал полное воздержание от пищи, а зачастую и от воды. В XIV веке на Руси возникают так называемые пустыни, многие из которых превратились затем в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждал к посту монахов, но телом они были крепки и духом сильны.
Эпоха Возрождения, Венеция. Читателю будет небезынтересно узнать историю Людвиго Корнаро (1465 – 1566), автора нескольких трактатов, послуживших распространению идей крайней умеренности в питании. Корнаро – один из наиболее известных реформаторов питания, любимым изречением которого было: "Кто ест мало, тот ест много". Это парадоксальное утверждение не всеми бывает понято сразу. Но больные и слабые люди, которые прежде много ели и часто от этого страдали, с удивлением замечают, что, уменьшая количество еды, улучшая сам процесс еды (щадящая обработка на огне, тщательное прожевывание и т. д.), они начинают чувствовать себя значительно лучше, становятся энергичнее, меньше болеют.
Свои воззрения Корнаро выстрадал в полном смысле этого слова. Принадлежа к высшей венецианской аристократии, находившейся тогда в зените политического могущества, живший в роскоши, Корнаро ничем не отличался от людей своего круга: он так же предавался кутежам, так же много пил. Не удивительно, что он вскоре оказался на ложе болезни.
Как мы знаем из описания жизни Корнаро, с 35 до 40 лет он тяжело страдал, был обессилен бесчисленными недугами. Жизнь стала ему в тягость. Вокруг него толпились врачи и сиделки, поднося ему всевозможные лекарства. Но они не помогали. Дни его были сочтены. Нашелся, однако, лекарь, который вопреки профессиональным и общественным предрассудкам решился прописать ему строжайшее воздержание. Сначала Корнаро находил это принудительное воздержание невыносимым и при случае, как он сам говорил, "возвращался к старым грешкам", и страдания возобновлялись. Корнаро стал, наконец, придерживаться самого строгого образа жизни. В конце первого года воздержания он избавился от всех болезней.
На 83-м году жизни Корнаро создал свой первый труд о радикальной перемене пищи под заголовком: "Трактат об умеренной жизни".
"Бедная, несчастная Италия! – писал он.– Разве не видишь ты, что смертность от обжорства ежегодно уносит у тебя более жителей, чем могла бы унести страшная моровая язва или опустошительная война? Эти истинно позорные пиршества, которые теперь в такой моде и отличаются такой непроизводительной расточительностью, что не находится достаточно широких столов для всякого количества яств, – эти пиршества, повторяю, равняются по своим последствиям потерям во многих битвах".
Затем он написал еще несколько трактатов. Последний – в возрасте 95 лет. Людвиго Корнаро поучал: "Имейте в виду, что средства для борьбы с невоздержанием всегда у вас под рукой, и такие средства, к которым всякий может прибегнуть без посторонней помощи. Для этого ничего более не требуется, как только жить по тем простым правилам, которые диктует сама природа, уча нас довольствоваться малым... и приучать себя принимать лишь столько пищи, сколько абсолютно необходимо для поддержания жизни. Все, что превышает это необходимое количество, ведет к болезни и смерти и доставляет лишь минутное удовольствие чувству вкуса, за который приходится расплачиваться длинным рядом болезней, убивающих, наконец, как тело, так и душу.
...Хотя все согласны, что неумеренность есть дитя обжорства, а умеренная жизнь – дитя воздержанности, тем не менее на первую все смотрят как на доблесть и на признак знатности, на вторую же – как на позорную черту характера и на признак скупости. Такие ошибочные взгляды обязаны своим происхождением только силе обычая, установленного нашей чувствительностью и необузданными аппетитами. Всё это до такой степени затмило рассудок людей, что они вдались в пороки, которые незаметно приводят к преждевременной старости, обремененной смертельными недугами".
Умер Корнаро столетним старцем в Падуе, мирно заснув в своем кресле...
В XVI – XVIII веках на базе алхимии возникает новое учение – ятрохимия, или медицинская химия. Ятрохимики рассматривали совершающиеся в организме процессы как химические, причину болезни видели в нарушении нормального течения этих процессов.
Несмотря на ряд средневековых заблуждений и мистических предрассудков, направление это внесло большой вклад в развитие научной медицины. Наиболее ярким представителем ятрохимии был Парацельс (1493 – 1541). Но мало кто теперь вспоминает о том, что этот известнейший швейцарский врач и естествоиспытатель в свое время с уверенностью провозгласил, что лучшим лекарством является голодание.
Врач Чайн (1671 – 1743) один из первых медицинских авторитетов, в своих сочинениях прямо высказывался за проведение реформы в питании.
В начале врачебной карьеры доктора Чайна нередко можно было увидеть среди посетителей кабачка, ведущих веселую застольную беседу за кружкой английского эля и жареными свиными котлетами, сочившимися салом, за куском окорока. Практикующему врачу приходилось вращаться в среде кутил, где он без труда находил себе пациентов. Вскоре доктору Чайну пришлось расплачиваться за вынужденный образ жизни, отразившийся на его здоровье самым плачевным образом: непомерное ожирение перемежающаяся лихорадка, одышка, мучительные головные боли.
Чайн удалился в деревню и здесь, в уединении, предался размышлениям о безнравственности той жизни которую ведет большинство людей. Благодаря строгому воздержанию и деятельному образу жизни он сумел вернуть себе прежнее здоровье. А исцелившись сам, стал применять те же методы лечения к своим больным.
Доктор Чайн написал несколько книг о пользе воздержания, растительной пищи и о других способах сохранения и восстановления здоровья. В последнем трактате – "Естественный метод исцеления физических и психологических расстройств, возникших от физического состояния"– он отмечал:
"Не знаю, как в других странах и вероисповеданиях, но у нас, верных протестантов, воздержание и умеренность (по крайней мере, в пище) далеко не считаются добродетелями, а обратные им свойства – пороками. Напротив, можно подумать, что несомненный порок в наших глазах тот, когда люди не наедаются по горло жирной и вкусной пищей".
И дальше о врачах, поощряющих подобные вкусы: "Такие врачи не считают себя ответственными перед обществом, перед своими больными, перед совестью и творцом за каждый час, за каждую минуту жизни своих пациентов, которую они урезывают своим безнравственным и пагубным потворством, а пациенты, со своей стороны, не соображают того, что подобное самоубийство есть самый непростительный из всех смертных грехов"...
Число врачей, рекомендовавших своим пациентам молочно-раститсльную диету для восстановления здоровья, а также голодание как средство борьбы с болезнями, всё возрастает.
Врач Фридрих Гофман (1660 – 1742) широко применял лечебное голодание и считал, что наиболее показано оно при полнокровии, подагрических, ревматических и катаральных явлениях, при апоплексии, цинге, кожных болезнях, злокачественных язвах и катарактах. Первым его правилом было: "При каждом заболевании пациенту лучше всего ничего не есть". То же правило проповедовал и основоположник рациональной гигиены X. Гуфеланд (1762-1836), написавший книгу "Макробиотика – искусство продлить человеческую жизнь". Он также рекомендовал больным не есть "...ибо сама природа отвращением человека в болезни к пище показывает, что мы не в состоянии в это время её переварить".

Интересуют проблемы лечебного голодания и русских учёных. В 1769 г. лекции в Московском университете читает профессор Петр Вениаминов. Вот о чем он говорит своим студентам: "Люди слабого сложения находятся тогда в хорошем состоянии в рассуждениях своего здоровья, когда почувствовавши слабость, мало-помалу от обыкновенной своей пищи убавляют; а еще в лучшем бывают состоянии, когда они совсем через несколько времени по своей возможности оной не принимают и делают с желудком некоторый образ перемирия, который после такового отдыхновения получает лучшие силы и для принимаемой впредь пищи к перевариванию оной делается удобнейшим".
В 1834 г., во 2-м номере "Военно-медицинского журнала" (часть XXIII) опубликована статья профессора И. Г. Спасского "Успешное действие голода на перемежающиеся лихорадки", в которой известный учёный сообщал о чудодейственном влиянии воздержания от пищи при различных "перемежающихся лихорадках с повышением температуры" (теперь мы называем это простудными заболеваниями). В ней же Спасский сообщал и о лечении голоданием застарелых болезней: "Голод, ограничивая и изменяя питание, уравновешивает через то многие помешательства в растительном процессе организма и в сем смысле представляет превосходное средство в разных хронических упорных болезнях".
Профессор Юрьевского университета Л. А. Струве, познакомившись со статьей, говорил своим слушателям: "Это же замечательно подмечено! Я тоже широко популяризирую лечебное голодание и успешно применяю его при многих заболеваниях".
Верный – так называлась Алма-Ата в середине прошлого века. Здесь русский врач Н. Л. Зеланд изучал дозированное голодание на птицах, животных и на самом себе. Он тщательно анализировал его эффект в различных направлениях и писал, что под влиянием голодания "не только появилось радикальное изменение в составе нервной системы и расположения духа, но и даже в общем состоянии, пищеварении и кроветворении было заметное улучшение... Временное заторможение жизненных процессов становится источником обновления и большой энергии этих процессов, лишение привычной и необходимой пищи становится стимулом, благодаря которому элементы тканей делаются более плотными и богатыми белками... В результате экспериментов я пришел к выводу, что голодание является не только эффективным лечебным средством, но и заслуживает внимания как метод воспитания". Свои наблюдения Н. Л. Зеланд изложил в статье "О последовательном влиянии лишения пищи на питание", опубликованной в журнале "Русская медицина" 1888 г., № 5-10, 12.
...Середина XIX века была временем расцвета идей вегетарианства, гидротерапии (гидропатии) и других методов "естественного лечения".
Сторонники лечения дозированным голоданием дополнили эти методы и дали правильное направление их развитию.
Теодор Ган первый в истории естественной медицины применил молочно-растительную диету в лечебных целях и поставил её на один уровень с гидропатией. "В то время как вода оказывает очищающее и обновляющее действие на кожу, – писал он, – вегетарианское питание влияет на кровь и соки, т. е. на внутренние органы человека". В конце концов, он полностью исключил мясную пищу из рациона пациентов своих санаториев и рекомендовал соблюдать вегетарианскую диету длительное время после лечения в целях профилактики заболеваний. До Гана в медицине таких строгих диетических предписаний не делалось. Он расширил применение гидропатии с её вариантами, развил идеи вегетарианства, сыроедения и, наконец, добавил к этому воздействие солнцем и гимнастику, массаж и психотерапию.
В работах Гана "Рай для здоровья, потерянный и возвращенный" и "Справочник по естественному образу жизни" содержится много указаний, как поддерживать здоровье естественными методами лечения.
"Врач должен, используя воду, свет, воздух и тепло, питание, движение или покой, возбудить жизненные или естественные защитные силы.
Средств, с помощью которых можно сразу устранить болезнь, не существует, органические жизненные силы могут сами подавить болезнь. Метод должен быть простым и ясным, таким, чтобы его могли применять беднейшие и необразованные люди. Синтетические лекарства, сложные аппараты и методы лечения при естественном лечении исключаются. Лечение дает сама природа".
Можно привести целый список последователей принципов воздержания и вегетарианства: Эпикур, Сенека, Гассенди, Мильтон, Монтень, Ньютон, Линней, Вольтер, Руссо, Шиллер, Шелли, Байрон, Ламартин, Бюффон, Юстус Либих, Л. Н. Толстой и т. д.
X. Бальцер, основатель первого союза вегетарианцев, высказывал следующие мысли:
"С развитием культуры человечество обзаводится всё новыми болезнями, число "естественных" смертей (например, от старости) сокращается, тогда как число смертей в результате предшествующего длительного заболевания – увеличивается. Спасение человечества – в отказе от мяса и возврате к естественному образу жизни. Диета, в которой отсутствует мясо, приводит род человеческий к совершенствованию, устанавливая чудесную гармонию между телом, душой и духом... Медицина уже не в состоянии лечить всё более обремененного недугами человека. Необходим возврат к природе.
Строгая вегетарианская диета – "естественная диета" – оказывает благотворное влияние на тело, душу и дух. Она дает силу, красоту и долголетие, создает радостное настроение, живую заинтересованность во всем и хорошую работоспособность, снимает угнетенность, недовольство, раздражительность, грубость и капризность".
В Германии доктор Адольф Майер утверждал, что голодание – самое эффективное средство при лечении ряда недугов, а доктор Мюллер писал, что это "есть единственный эволюционный метод, при котором через систематическое очищение вы можете возвратиться постепенно к нормальному состоянию".
Немецкий учёный Эдуард Хоккер, считавший голодание "особым отделом новой науки", предписывал его не только при острых, но и при хронических заболеваниях.

На протяжении прошлого столетия сотни учёных в самых разных странах изучали физиологическое действие голодания, ставя лабораторные опыты, главным образом на животных. Вели они наблюдения и на людях, внеся большой вклад в науку, расширив наши знания о биологическом аспекте дозированного голодания. Среди них надо особо выделить одного из основоположников метода – доктора Эдуарда Дьюи, американского ученого.
"Уже во время прохождения курса медицинских наук, – писал Дьюи, – я стал сомневаться в эффективности медикаментов, но после окончания я сперва лечил обычными методами. Среди моих пациентов была девушка, больная тифом, которая инстинктивно требовала, чтобы ей разрешили голодать, так как всякая пища ей противна. Поскольку все, что она ела, вызывало у нее рвоту, мне пришлось разрешить ей голод. Девушка выздоровела. Этот случай побудил меня применить голодание и на других своих больных. Опыт и дальше убеждал меня в целительных свойствах лечебного голодания. Я всё более стал полагаться на голодание и исключил из своей практики медикаменты. В предисловии к своей книге я написал: "Эта книга – история того, что разыгралось в душе одного врача в течение его профессиональной жизни. Начав свою практику в неведении, окутанный туманом медицинского суеверия, я пришел, в конце концов, к твердому убеждению, что только сама природа может врачевать болезни. Представленный в этой книге гигиенический метод своеобразен и революционен. Он широко испытан практически, и его лечебная ценность неоспорима. Каждая строчка этой книги написана в глубоком убеждении, что подрывающие здоровье снадобья и обычное для нашего века питание больных совершенно себя не оправдывают...
...Я провожу голодовки до 45 дней. Я применяю два вида голодания – утреннее и полное. При полном голодании принимается лишь вода, всякая пища воспрещена. Утреннее голодание, которое я особенно охотно назначаю, состоит в пропуске утреннего приема пищи. Оба эти вида голодания я назначаю при желудочных и кишечных болезнях, при ожирении, водянке, при различных воспалительных процессах и водянистых выпотах, для устранения физической слабости и общей вялости, для улучшения настроения и как средство против депрессии. Мой принцип: не еда, а покой восстанавливают нервную систему. Еда требует почти такой же затраты нервной силы, как и работа".
Повествуя об одной из своих пациенток, Дыои писал: "Каждый раз, когда я её вижу, я радуюсь и восхищаюсь методом голодания...
Мисс Эстелла Канцель, 22 лет, – девушка, обладающая исключительно тонкой чувствительностью и деликатностью, девушка, рожденная, чтобы жить в июне, а не в марте. Она психически заболела, потеряла всякий вкус к жизни...
Больной был проведен курс лечебного голодания. На 44-й день голодания она с утра занималась домашними делами, потом отправилась со своей сестрой на выставку, где провела несколько часов. Обратно возвращались на трамвае – на единственное свободное место села её сестра, чувствовавшая себя очень утомленной и не знавшая, что Эстелла, которая не жаловалась на усталость, была без пищи уже 44 дня. Начиная с 23-го дня голодания Эстелла много гуляла, прогулки не вызывали у нее никакого утомления, она свободно проходила 8-10 миль. Чем же руководствовался я, применяя свой метод упорно, когда весь медицинский мир восстал против меня, – писал далее Дьюи. – Я рассуждал так: голова – это центральная электростанция большого завода – человеческого тела, мозг – динамо-машина, источник человеческой энергии. Мы думаем, любим, ненавидим, восхищаемся, работаем руками, слышим, обоняем, видим, чувствуем, и всё это благодаря нашему мозгу. Другие же так называемые жизненно важные органы являются механизмом, управляемым мозгом, причем особенно важным механизмом надо считать желудок. Переваривание даже мельчайшей крупинки пищи является нагрузкой для мозга...
...Как же поддерживается энергия? Общее мнение сводится к тому, что энергию организма поддерживает пища и для того, чтобы организм сохранял свою жизнедеятельность, он обязательно должен что-нибудь переваривать. Существует уверенность, что если здоровый нуждается в пище для поддержания сил, то больной тем более в ней нуждается... Если действительно правильно то утверждение, что питание поддерживает силы, то мы не должны терять так много энергии в результате нашей жизнедеятельности, – казалось бы, тогда усталость вообще не должна наступать. Но факт остается фактом – начиная с утренних часов, когда мы встаем, и до самого вечера мы постоянно теряем силы, независимо от того, сколько мы едим, и от того, насколько активно наше пищеварение и как много мы в состоянии переваривать, и, наконец, наступает минута, когда мы должны лечь спать, а не сесть за стол с тем, чтобы наша энергия начала вновь восстанавливаться.
...Почему же в таком случае мы едим? Мы едим потому, что мы голодны, но мы редко останавливаемся перед тем, чтобы не поесть чрезмерно много, причем это объясняется тем, что после того, как мы удовлетворили чувство нормального голода, мы начинаем чревоугодничать, мы смакуем вкусные вещи, которые соблазняют нас отправлять в желудок больше пищи, чем он способен усвоить. На самом же деле мы нуждаемся только в том количестве пищи, которое требуется для компенсации того, что мы расходуем в процессе жизнедеятельности.
...И еще один бесспорный факт – потеря способности переваривать пищу, ухудшение условий для пищеварения прямо пропорциональны серьезности заболевания...
Но никто не задал себе вопроса: не прибавим ли мы ко всем страданиям больного еще и несварение, если будем навязывать организму пищу, идя этим вразрез с законами природы?..
Я утверждаю, что кормление во время болезни – это бремя, угнетающее жизненную энергию, в то время как эта энергия необходима для борьбы с болезнью".
Ученица Дьюи и его последовательница врач Линда Батфилд Хазард опубликовала популярную в Англии и Америке книгу "Голод – лекарство от болезней". Она дополнила метод Дьюи, указав на необходимость использования клизм, водных процедур, массажа, гимнастики и вегетарианской диеты после лечения. Всё это в то время вызывало еще горячие возражения.

В последние десятилетия XIX века интерес к этому методу лечения настолько возрос, что появились специалисты-профессионалы, так называемые "артисты голодания", подвергавшие себя длительному воздержанию специально для демонстрации и для того, чтобы на них изучали результаты применения данного метода.
Вот как описывается в одной из книг такой "артист".
В грязноватом номере дешевой парижской гостиницы на столе, покрытом потертой бархатной скатертью, валялся тропический шлем, патронташ, нож в ножнах из кожи бизона, рапира, какие-то яркие амулеты. У стола, развалясь, сидел сухощавый, смуглый человек лет 30; у него был асимметричный череп, большой шрам поперек левого виска, левая рука его, как видно из-за ранения, плохо двигалась. Напротив него сидел пожилой, весьма респектабельный человек с лицом ученого. Пожилой человек что-то доказывал, молодой лениво отмахивался и цедил сквозь зубы: "Нет, меньше этой суммы я не согласен, мне на ваши учёные россказни наплевать. Попробовали бы сами поголодать... А в Африке мне пришлось проделать это не раз... Да не будь у меня опыта голодания, вряд ли я бы остался жив во время последней экспедиции".

eXTReMe Tracker