|
Share

ПТИЧЬЯ ГРЕЧИХА, СПОРЫШ, ТРАВКА-МУРАВКА (горец птичий)

«Очень популярное растение,  произрастающее во дворах,  на тропинках, при дорогах, на выгонах, постоянных сухих пастбищах, на валах, на высоренных местах около жилищ и пр. Выносливо к вытаптыванию. Стебли спорыша стелются по земле, коленчаты; растения кустисты.

Цветы очень маленькие, беловатые, иногда розовые, размещены в пазухах мелких листков. После цветения стебли становятся твердыми, поэтому собирают все растение во время цветения. Цветет спорыш с мая и почти до конца осени.

Собирают всю траву, когда спорыш только зацветает, а стебли еще не успели затвердеть.

В народной медицине спорыш имеет очень широкое применение, а именно: при болезнях почек, печени, катарах желудка, при поносах, при застарелом катаре мочевого пузыря, при ранах как свежих, так и застарелых.
На основании народной практики и личных наблюдений прихожу к заключению, что подобно зверобою спорыш занимает большое иесто в народном лечении большинства болезней нарушения обмена веществ в организме и ряда других болезней. Возьмем, например, такие тяжелые болезни, как желчные камни, почечные колики, камни мочевого пузыря (и другие формы «каменной» болезни),  даже сильно застарелые и без успеха леченные иными (будь то химические или растительные) средствами, во всех этих случаях спорыш считается незаменимым…

Можно было наблюдать, что спорыш действительно интенсивно гонит «песок». При лечении спорышем почти незаметно для больного при каждом мочеиспускании выходило по 40—60 темно-желтых неправильной формы песчинок. Сани больные говорили, что «спорыш сокрушает камни в песок и с мочой гонит его». Это заключение интересно по своей сути.

Приходилось наблюдать много случаев, когда больные, отказываясь от операции по поводу желчных камней, лечились травами «избавлялись» от желтухи и выздоравливали.

Следует также сказать, что спорышем лечат не только катары желудка, но   и   застарелые   катары   мочевого   пузыря...»   (Носаль М. А., Носаль И. М.)    

Представляя вам птичью гречиху, спорыш, я начал именно с книги врачей-практиков Носалей и не только потому, что в этой книге очень точно и ответственно ведется рассказ о целебной силе трав — именно здесь впервые я сам принял для себя веру в наш спорыш как в радикальное соседство при лечении разных  «каменных» болезней.

Авторы этой работы справедливо указывают, что силы спорыша увеличиваются, если применять его не в гордом одиночестве, а  в сборе, в смеси с другими травами (так для того, чтобы разрушить камни, а затем выгнать вон песок, составляют смесь из спорыша, рыльцев кукурузы, долек стручков фасоли, травы грыжника гладкого и листьев толокнянки). Но я не привожу по возможности в этой книге разные сборы трав. О причине этого я говорил впереди, перед рассказами. А потому, возможно, сам спорыш, один, без помощников, и покажется кому-то не слишком сильной травой. Но все равно поверьте в эту травку-муравку, попользуйтесь ею. А уж при необходимости поищите сборные чаи для своей болезни. О таких сборах рассказывается во многих книгах, найти рецепты не очень трудно, гораздо трудней найти необходимые составляющие для таких сборов. А вот спорыш найти очень аросто. Только помните при сборе спорыша, что мы с вами живем на этой земле не одни. Кроме нас топчут эту землю колеса машин и гусеницы тракторов. Нашу землю окуривают разными ядовитыми газами, заливают ядовитой химией. А потому не торопитесь собрать для себя и для своих близких спорыш, который попался вам под ноги. Осмотритесь, проверьте, не досталось ли уже этой травке какой-нибудь нашей грязи — ведь эта травка-муравка и растет как раз по самым дорогам, где больше всего скапливается всякой ядовитой грязи.

Ну а теперь к уже сказанному давайте добавим выдержку из работы В. П. Махлаюка:

«Спорыш  обладает  мочегонным,   противоглистным, кровоостанавливающим и противовоспалительным действием. Настои спорыша ускоряют свертываемость крови, понижают артериальное давление, увеличивают амплитуду дыхательных движений.Спорыш обладает также общеукрепляющим и тонизирующим свойствами.
Он весьма широко применяется в народной медицине многих стран при болезнях почек, печени, воспалении и камнях мочевого пузыря, поносах, катарах желудка, язве желудка и кишок, малярии, при туберкулезе легких и как кровоостанавливающее средство при геморрое и маточных кровотечениях.
В китайской народной медицине спорыш применяют в качестве жаропонижающего,   противовоспалительного   и   противоглистного средства.
Его используют также при тропической малярии и отеках различного происхождения. Как общеукрепляюшее и тонизирующее растение применяют при нервном истощении, слабости после болезней, при слабости в старческом возрасте (дорогие мои читатели, запомните особо эти показания, я хорошо знаю людей, которые, следуя этим советам, пользуют спорыш и поддерживают свои силы весьма и весьма успешно! — Онегов А.),
Наружно спорыш используют в виде мазей при некоторых заболиваниях кожи. Свежую измельченную траву прикладывают к ранам и язвам как противовоспалительное и ранозаживляющее средство.
Врачи применяли спорыш как добавочное средство для лечения туберкулеза и получали удовлетворительные результаты  (у больных  улучшается  аппетит,   прибавляется  вес)   (крестьяне  хорошо знают, что на спорыше, птичьей гречихе хорошо откармливается домашняя птица, в том числе гуси. — Онегов А.).

Способы применения.
1) 3 чайные ложки свежей травы спорыша настаивать 4 часа в 2 стаканах кипятка, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день до еды.
2) 20 г травы настаивать 1 час в 1 стакане кипятка, процедить. Принимать по 1/2 столовой ложке 2 — 3 раза в день при кашле и коклюше.
3)  10 г травы отварить в 1  1/2 стаканах воды, настаивать 2 часа, процедить. Принимают по 1 /2 стакана 3 раза в день в качестве обшеукрепляющего и тонизирующего средства».

В. Г. Пашинский приводит такие рецепты:
«20 г сухой измельченной травы на 1 стакан кипятка, запаривать 10 — 15 минут (это очень хорошо делать в термосе — закладывается трава, заливается кипяток и термос закрывается на 10 — 15 минут, через указанное время чай готов — Онегов А.); по 1 столой ложке 3 — 4 раза в день».

Такой рецепт рекомендуется сегодня как общеукрепляюшее, как мочегонное, для лечения почечно-каменной болезни, для регулирования деятельности желудочно-кишечного тракта при пониженной кислотности желудочного сока, как усиливающее свертываемость крови, при атонии матки, а также для укрепления и роста волос /{в последнем случае наружно для втирания, компрессов, смазывания).

Для лечения гипертонической болезни, при желчнокаменной болезни, как успокаивающее, противосудорожное рекомендуется такое приенение спорыша:

«20 г сухой измельченной травы на 1 стакан кипятка, настаивать 2 часа; по 1 столовой ложке 3 раза в день».

Такой чай также хорошо получается в термосе — в этом случае просто удлиняется срок приготовления.
Вот, пожалуй, пока и все о наших добрых гречихах, о нынешних горцах. Дай Бог, чтобы эти чудесные травы вслед за кабинетными идеологами не оставили нас и не переселились куда-нибудь за горы...

В этом рассказе я упоминал и гречиху земноводную (горец земноводный) и делал это лишь с той целью, чтобы помочь вам отыскать водяной перец, почечуйную траву и горлеца, а потому о свойствах гречихи земноводной не стал распространяться. Растение это хоть и обладает целебными свойствами, но не так, видимо, сильно, а потому и не так почитаемо в народе, как водяной перец, почечуйная трава и горлец.

ДЕВЯСИЛ ВЫСОКИЙ

С девясилом я познакомился лет двадцать тому назад и не в природе, а по книге... В то время у меня дома была одна-единственная книга, рассказывавшая о лекарственных травах — тогда правила свой шумный бал химия, даже лозунг такой был в ходу: «коммунизм есть советская власть плюс электрификация, плюс химизация всей страны», а потому уважение к каким-то там слабосильным травкам в обществе не воспитывалось. И, конечно, тогда для не очень многочисленных сторонников природы было большим событием появление издания, утверждающего натуральную, природную жизнь. Вот и мне в то время посчастливилось приобрести в магазине «Украинская книга», что был когда-то на Старом Арбате, книгу А. П. Попова «Лекарственные растения в народной медицине». Вот здесь-то среди всего прочего, умного и полезного, и встретил я свой девясил:

«Девясил высокий. Семейство сложноцветных. С лечебной целью используется корень. Вкус корней пряный, жгуче-горький и своеобразный, сильный, ароматный. Цветет с конца июня по сентябрь. Собирают корневище с корнями в октябре, на второй год жизни растения. Сушат в тени... В народной медицине корень девясила принимают внутрь вместе с корнем лопуха при ревматизме. Это растение применяют также при лечении гриппа...

Способы применения.
Отвар корня (при ревматизме): 20,0 г на 200,0 г воды (лучше пополам с корнем лопуха), настаивать в течение 20 минут; принимать по одной столовой ложке три раза в день... Настои корня на холодной воде (при болезнях дыхательных путей): взять две чайные ложки измельченного корня на два стакана воды  и настаивать в течение 8 часов; употреблять по полстакана (лучше с чайной ложкой меду) четыре раза в день за полчаса или за час до еды... Вино девясиловое (при катаре кишок и повышенной    кислотности): на бутылку кагора или портвейна взять 12,0 г (одну столо-ложку) свежего корня и варить в течение 10 минут, лучше с ложкой меду; принимать по 2 — 3 рюмки (по 50,0 г) после еды.»

В то время ревматизм меня особенно не интересовал, вино девясиловое я тоже не собирался делать, а вот девясил как помощник при болезнях дыхательных путей был нам тогда очень кстати. В то время у моего сына как раз начались регулярные бронхиты (с астматическим компонентом). Врачи прописывали только химию, химия не помогала, да и я немного знал, что такое химическая опасность, а потому химическое лечение не приветствовал... Конечно, во всем есть элемент умной пользы, и без химии в медицине нынче совсем трудно обойтись... Но когда есть возможность избежать химического вмешательства в твой организм, почему бы не поблагодарить тут такой случай и не воспользоваться услугами лекаря-природы.
Девясил в то время продавался в аптеках. Коробочка с высушенными корнями этого растения, как и прочие растительные препараты, стоила всего ничего. И эти коробочки с девясилом  я покупал и готовил из корней травы тот самый настой, рецепт которого я отыскал в книге. Правда, здесь я внес небольшие изменения и настой, приготовленный на холодное воде, перед употреблением немного подогревал, и вот полстакана такого подогретого настоя, к которому при возможности добавляли по ложке меда, я предлагал своему сыну 4 раза в день за полчаса — час до еды.
Питье это было не очень приятное, мед, конечно, способствовал употреблению этого настоя, но мед был у нас не всегда, и я до сих пор удивляюсь, с каким мужеством мой маленький сынишка выпивал эти полстакана несусветной горечи.
Помогало ли сыну это лечение?.. Сейчас, когда я вспоминаю о девясиле, разумеется, побаиваюсь, что за давностью (ведь прошло с тех пор много лет) в мой рассказ войдут вдруг излишне розовые краски — вдруг я поддамся каким-нибудь сказочным могивам, из которых устраиваются многие легенды, и преувеличу силу тразы, помогавшей нашей семье. А потому обращаюсь к супруге с очень скромным вопросом: мол, помогал ли Сергею тогда  девясил? И слышу в ответ: «А разве ты не помнишь?! Ведь его тогда ничем, кроме девясила, и не лечили». А вылечивали: очень скоро после приема девясила у сынишки сухой, глубкий кашель переходил в мокрый, и он начинал отхаркиваться — отделялась мокрота. А уж это было на полпути к настоящему выздоровлению... А в следующий раз болезнь задерживалась в нашей семье уже не так долго, скорей проходил сухой мучивший кашель, скорей отделялась мокрота. А потом бронхиты совсем позабылись.
Я, по-моему, уже говорил где-то, что даже в таких вот случаях не надо молиться только одному какому-нибудь средству. Да, силен девясил, способен побеждать болезни дыхательных путей (побеждать, а не только действовать, как отхаркивающее средство), но кроме девясила помогало нам и все то, что могла подарить природа: я приучал мальчишку к физкультуре, к походам, к рюкзаку, к лодке и веслам — и все это было еще до школы. Так что совсем верно было бы сказать: мы верили природе, и она отвечала нам взаимностью.
Увы, когда та же самая напасть явилась и к моему младшему сыну (те же самые бронхиты с астматическим компонентом), девясила в помощниках у нас не оказалось... Из аптек он к тому времени почему-то исчез, а в природе я его не смог отыскать.  Да и мудрёно было это мне сделать, ведь жили мы тогда больше на севере, а девясил предпочитает селиться в лесостепи. Явившуюся к нам снова тяжелую болезнь мы учились теперь побеждать с помощью других трав. Помогали нам тут корневища одуванчика, которые я собирал во время весенних работ на огороде, собирали мы траву трехцветной фиалки и чины луговой, милого растения с веселыми золотистыми цветочками. Я очень благодарен и этим своим травам, но все равно память о девясиле хранится у меня до сих пор самая-самая лучшая. И этой доброй памятью, своей верой в девясил я и хочу откровенно поделиться с вами...
Научное название девясила переводится с греческого как «очищать». Такое имя могло получить только то растение, которое обладает определенными лечебными свойствами. И действительно, целебные свойства девясила были известны еще в Древней Греции и Риме, о девясиле как лекарстве, поминал в своих сочинениях Гиппократ. А по старинным поверьям на Руси этому растению приписывали целых девять волшебных сил. Отсюда и сложилось русское имя этой травы — девясил (девять сил).

«В народной медицине широко пользуются им. Ему очень верят и относят к могучим лекарственным растениям. Домохозяйки считают своей обязанностью достать кусочек корневища девясила и посадить его под окном хаты в палисаднике наряду с любчиками. Девясил и барвинок, рута и любисток, калина и хмель — это растения, широко вошедшие в старую украинскую поэзию и связываемые с чарами и любовными привораживаниями.
Что касается применения девясила с целью врачевания, то для этого употребляют напар из корневища по 20,0—30,0 г (и больше) на 1 л воды как внутреннее средство при очень слабых месячный, при вялом пищеварении, плохой и частой отрыжке, отсутствии аппетита, частом «беспричинном» вздутии кишечника, при коликак и пр. При грудных болезнях с большим успехом применяют напар из него как вернейшее отхаркивающее средство. Применяют не только настой, напар и отвар, но и мелкий порошок из корневищ с корнями девясила, размешанных с медом; принимают день по 5 чайных ложек. Так как корень девясила горько-жгучего, неприятного вкуса, его принимают или вприкуску с сахаром, или с медом.
При кожных болезнях, и чесотке особенно, крепким отваром корня девясила моют тело.
Кроме того, корневища с корнями девясила применяются:
Внутрь: 1. При вялости желудка: пьют 3 раза в день по полстакана напара из 30,0 г девясила на 1 л воды. Парят в духовке целую ночь.
2 . Для выздоравливающих, слабосильных, немощных людей рекомендуется (очень популярно) «девясиловое вино», примерно по 50 г 2 раза в день. На бутылку (0,5) портвейна берут 12,0 г свежего измельченного корня девясила и варят в нем 10 минут
3.Если такой девясиловыи отвар приготовить на красном вине кагоре, то его рекомендуют при катаре кишок и при пониженной кислотности желудка. Принимают ежедневно до 3 винных рюмки {примерно по 50,0 г); лучше всего принимать после еды.
4, Во время сильной простуды, когда у больного кашель, насморк, когда больной тяжело дышит, его укладывают в постель, ставят банка, натирают скипидаром и вместо чаю дают пить отвар корневищ с корнями девясила и дягиля, взятыми по 15,0 г (примерно) на литр воды. Заливают холодной водой и, доведя до кипения, кипятят 10 минут...»   (Это свидетельство отца и сына Носалей).

Пользуясь только этим свидетельством, вы можете самостоятельно подсчитать, от какого числа болезней помогает наш девясил. И уверяю вас, болезней, побежденных с помощью девясила, вы обнаружите много.
Готовясь к этому рассказу, я просмотрел все книги о лекарственных травах, которые есть в моей библиотеке, и еще раз убедился, что без девясила не обходится ни одна такая работа... Девясил почитают в Мордовии и на Верхней Волге, в Ставрополье и в Горном Алтае. Силу девясила знает ветеринария. А это свидетельство официальной науки:

«Девясил применяли для уменьшения секреции бронхов, при катаре бронхов с повышенной секрецией, например, при гриппе. Девясил эффективен также при хронических заболеваниях дыхательных путей: бронхитах, трахеитах. Корень девясила рекомендовали при туберкулезе легких и бронхитах с большим выделением слизи. Некоторые авторы указывают на то, что он является хорошим средством при гастроэнтерите, при поносах неинфекционного происхождения. Применяли его также наружно при кожном зуде, часотке и экземе». (А. Д. Турова)

Под рукой у меня тоненькая книжечка (скорей брошюрка) — «Травы восточной медицины» (авторы Г. А. Воронина, А. В. Воронина). Боясь подобных, появляющихся то и дело брошюр, я очень внимательно просмотрел эту работу и, немного зная основы восточной меднцины и нашего русского травознания, книжечку эту принял серьеэно. И вот теперь подсчитываю, сколько же раз упоминается девясил как средство от болезней в этой работе... Болезни печени — девясил, болезни почек — девясил, ревматизм, артриты — девясил, отравление — девясил... Здесь девясил рекомендуется, правда, не в девяти, а всего в четырех случаях (не вспоминают о девясиле, например, при болезнях верхних дыхательных путей, простуде), но все равно и в восточной медицине сила этой чудесной травы признана по достоинству... Ну как не согласишься тут с теми волшебными силами, которые значились за девясилом еще в Древней Руси.
Но, увы, есть у нашей замечательной травки и оппоненты… Только что цитируя вам выдержку из книги А. Д. Туровой, я опустил заключение, которое привожу сейчас: «В настоящее время препараты из корней девясила с лечебной целью практически не применяются».
В чем дело, почему официальная медицина отказалась от услуг целебной травы? Может быть, не достает сухих корневищ девясила? Нет, в то время, когда писалась и печаталась  книга А.Д Туровой, девясил был в аптеках в достатке... Может быть, место девясила заняла какая-нибудь очередная «химия»?.. Не знаю, но знаю другое... В это же (примерно) время, когда в наших аптеках было в достатке девясила (значит, это растение успешно разводили на наших аптекарских огородах), уже звучали предупреждения: «не слишком увлекайтесь этой травой — она, мол, не всесильна».
Такое предупреждение встретил и я еще в 1968 году в книге Л. Я. Скляревского и И. А. Губанова «Лекарственные растения в быту» (М., Россельхозиздат. 1968):

«Однако целебные свойства девясила в народной медицине сильно преувеличены. Его ни в коем случае нельзя считать универсальным средством от всех болезней».

Здесь надо обязательно сказать, что универсальным средством от всех болезней девясил никто никогда и не считал — ему приписывали всего девять (даже не 99, как в случае со зверобоем) сил, то есть предполагали, что это растение может вступить в борьбу всего с девятью напастями. Да и очень неверно поднимать на щит какое-нибудь одно средство. В эпоху реклам и власти каналов массовой информации можно очень быстро забить головы людям каким-то рецептом, какой-то рекомендацией, и тогда масса людей, страдающих теми или иными недугами, пойдет за вами, поверит вам, вашим рецептам, и действительно, в начале содеянного эти рецепты лягут кому-то на душу, помогут, принесут пользу, как помогают другой раз слова, добрые руки врача больному, который доверился хорошему врачу... А потом может наступить протрезвление и обычно с тяжелым похмельем, — ведь не все рецепты годятся для больных даже одними и теми же болезнями (вот почему и в этих своих рассказах я привожу часто по нескольку рецептов одной и той же травой, чтобы вы сами выбрали, попробовали какой-то из них). И тогда, вместо того чтобы отвергнуть массовиков-затейнико, придумавших игру с больными, мы часто начинаем ругать именно рецепт, именно травку.
На моей моей памяти такое происходило, например, даже с родиолой розовой (золотым корнем), хотя пропаганда ее не выходила широко на экраны телевизоров. Началась «золотая лихорадка», кто-то поддался ей (почитайте, если придется мой рассказ «Алтайский чай» из книги «В медвежьем краю». М., 1989), просчитался, стал обвинять не безумную лихорадку (и прежде всего свою), а корень родиолы. А родиола-то розовая жива и здорова и как прежде сильна (но не всесильна, как и другие травы), и я, ваш покорный слуга, опускать часто на колени перед этой чудо-травкой, растущей возле моего дома...
Может быть, и девясил кому-то пригляделся, поднадоел, может, масса этого препарата (сухого корневища) в наших аптеках и его
копеечная по тем временам цена тоже как-то отвели от чудесной травы людей. Но жив он, девясил, живы его целебные силы. А потому, прочитав этот рассказ, не теряйте о девясиле добрую память — эта память вас обязательно выручит в трудный момент.
Ну а теперь вопрос: где взять этот чудесный корень?
Я уже говорил, что сам в природе его так и не отыскал. Да и не отыскать его   жителю севера,  а возможно,  и средней полосы нашей страны. Растение это более южное. Да и там, где недавно девясила было много, он сильно побит, собран без всяких правил и
совести.  Так  что мой  вам совет: поищите по печатным органам (а об этом я уже говорил) адреса тех, кто предлагает семена лекарственных трав, спишитесь с этими людьми, поинтересуйтесь, семена каких лекарственных трав у них есть, и очень может быть, они помогут вам приобрести и семена ( или кусочек корневища) девясила... Это не фантазия, нет. Таким путем я сам разыскиваю часто нужные мне семена целебных трав. Вот и сейчас, вспомнив свой девясил, я вместе с вами еще больше проникся к нему особыми чувствами и обязательно разыщу по почте семена этого растения. Удачи вам.
Ну а как вырастить возле дома девясил? Об этом знали еше в начале нашего века и «для медицинского употребления» разводили растения в садах и огородах.    
«Для него более пригодны канавные рабатки (рабатки — длинная узкая грядка, расположенная у стены дома или между дорожками в саду. — Онегов А.) около забора, наполненные травяным перегноем с землею от колотья сорной травы, с небольшой прибавкою штукатурки или извести. Посев под мороз рядами на расстоянии фута; южные семена стратифицируются и сеются рано весною; выводят также весною особо рассаду и высаживают ее в мае. Уход  в полотье и мотыжении. На второй год верхушки стеблей срезают, чтобы не было цветов и более развивалось корневише с корнями, которое в сентябре или октябре второго года выкапывается и сушится. Для семян оставляют растение без обрезки, дающие их во второе лето. Таким образом вся культура становится двулетнею. После двух лет в рабатку прибавляется новая компостная земля с известью, и культура повторяется много лет» (Рытое М. В.).

Как вы могли догадаться, эти рекомендации для промышленного, выращивания девясила высокого. Если вы не собираетесь выращивать растение на продажу, то вам не обязательно выдерживать так называемую двулетнюю культуру девясила, т. е. не обязательно выкапывать сразу все растения на втором году жизни, необязательно и срезать цветочные стебли, чтобы лучше разрослось корневищ» Девясил — многолетнее растение, он долго будет расти и цвести на одном месте, цветы его красивые, видные, а потому и советую вам каждый год по осени собирать только часть урожая. Выбирайте для себя растения, которые мешают друг другу, а оставшиеся будут расти дальше. Кстати, девясил хорошо размножается и кусочками корневища. Станете собирать свой урожай, отделите от выкопанных корневищ небольшие кусочки, посадите их снова в землю и новой весной из этих кусочков корневищ вырастут новые девясилы.
Как и все корневища (корни), собранные корневища (с корнями) девясила сушат либо на открытом воздухе в тени, либо в печи (горячая сушка). Поскольку свой урожай мы с вами будем собирать по осени, лучше воспользоваться горячей сушкой. Перед сушкой корневища хорошо очищают от земли, быстро промывают в холодной воде (долго держать в воде не следует), режут на небольшие кусочки и сушат.
Кроме настоя на холодной воде, применяют еще и отвар, который готовят так: 1 часть измельченных корней и корневищ на 10 частей воды, кипящей водой заливают корни и держат на водяной бане (или в хорошем термосе) 30 минут, далее 10 минут охлаждают — отвар готов. Применяют отвар по I столовой ложке 3—4 раза в день до еды, как отхаркивающее и желудочное средство.
При заболевании дыхательных путей очень хорошо делать ингаляцию из девясила. Для этого 20 г сухих измельченных корней заливают 1 стаканом кипятка и кипятят на медленном огне около 20 минут.
Хочется мне познакомить вас и с рецептами восточной медицины, которые я уже упоминал. А вдруг они лягут вам на душу н принесут пользу...

«Болезни печени.
При остром холецистите с повышенной температурой и сильными болями издавна применяют отвары или порошок корневища девясила. Существует несколько способов применения девясила:
а) две чайные ложки измельченного корня залить 400 мл холодной воды и настаивать при комнатной температуре 8—10 часов, затем смешать этот настой с медом (четыре столовые ложки) и выпить в четыре приема за 40 минут до еды. Прием этого настоя в течение двух дней снимает сильные боли, нормализует температуру тела. Необходимо принимать этот настой в течение недели. Через пять дней повторить недельный курс;
б)измельчить корень девясила в пыль, смешать с медом, скатать шарики и принимать натощак, запивая медовой водой. Доза — две чайные ложки толченого корня в сутки;
в)  олну чайную ложку измельченного корня залить 200 мл кипятка, настоять 15 минут и выпить в два приема до еды. Доза на день — два стакана отвара. Отвар необходимо подсластить из-за горько-вяжущего вкуса девясила;
г) столовую ложку измельченного корня залить 100 г спирта, настаивать 10 дней, периодически встряхивая. Принимать по 25 капель с водой до еды.
Все препараты девясила снижают аппетит.

Болезни почек.
Сварить листья девясила в сладком вине и сделать из этого  отвара компресс при приступах почечной колики.

Ревматизм. Артриты.
Питье отваров из любой части девясила (корень, стебель, лист,  цветок) снимает боли в спине, суставах, костях. Столовую ложку девясила смешать со столовой ложкой лопуха, измельчить, заварить стаканом кипятка,  настоять полчаса и процедить. Разлить  полученный отвар на равные порции и выпить в течение дня до еды и на ночь... Хорошо добавлять в отвар варенье или мед.

Отравление.
Отвар корней девясила — хорошее противоядие, особенно при . сильных поражениях печени. 20 г измельченного корня залить 200  мл кипятка, настоять 20 минут и принимать по одной столовой ложке ; четыре раза в день до еды». {Воронина Г, А., Воронина А. В.),

В нашей стране встречается несколько видов девясила, но все они значительно ниже девясила высокого, который поднимается над землей на метр—полтора. Это прежде всего и поможет вам определить наш девясил высокий.

ЛОПУХ

Репей — Arctium lappa L./ЛОПУХ

Возможно, у кого-то из читателей уже готов к автору вопрос: «А почему в этих рассказах цитаты из других книг занимают так много места? Может быть, какие-то цитаты следовало просто пересказать?» Нет, мне не хочется пересказывать своими словами сказанное когда-то точно и интересно, не хочется вставать на путь компиляции — хорошие, добрые книги были написаны для того, чтобы помнить их долго, а о травах написано все-таки достаточно. И автор премного благодарен тем, кто до нас проложил пути-дороги в мир целебных растений.

Вот и теперь, вспоминая наш знаменитый лопух,  не могу не взять с книжной полки и не прочесть снова рассказ «Символ навязчивости» из чудесной книги профессора Н. Верзилина «По следам  Робинзона». Книга, хранящаяся у меня, издана в  1953 году государственныму издательством «Детская литература» Министерства просвещения РСФСР. Это второе издание — оно досталось мне от букинистов. А первая книга, с которой я и начинал свои походы натуралиста, у меня, увы, не сохранилась.
«По следам Робинзона» — книга чудесная, не потерявшая своих высоких качеств с годами. Без этой книги, убежден я, мы теряем поколения граждан страны — сегодня без этой книги воспитать человека, ответственного за жизнь на земле, нельзя. Но, увы, кни га эта сегодня забыта. Вот почему, открыв сейчас «По следам Робинзона», я не могу не поделиться с вами рассказом о лопухе, который вы сегодня нигде, кроме как здесь, в моей работе, и не прочтете...

«В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение.
Древние греки посылали гонцов с пальмовой ветвью для извещения о победе, а с оливковой веткой — о мире. Ветки лавра говорили о славе, ветки дуба — о силе и могуществе. Венком из лавровых листьев награждали победителей и поэтов. В Персии, Турция и других восточных странах цветы посылали с таким расчетом, чтобы получившие их могли подобрать слово в рифму с названием цветка. Это слово должно объяснить, что хотел сказать пославший цветок. Например, лилия — по-арабски «самбак» — рифмуется со словом «ишнак» — «тоска». Значит, пославший лилию тоскует.
До сих пор еще сохранилось истолкование окраски цветов: красный означает любовь (у персов — мир), зеленый — надежду, желтый — измену, голубой — верность, черный — печаль. В средние века каждое растение имело свое значение. Живокость, или рыцарская шпора (цветок рыцарей), обозначал честность, фиалка — доброжелательство, колокольчик — болтливость, тюльпан — гордость, роза — любовь, аквилегия (водосбор) — неблагодарность, чертополох — защиту, отпор, тополь — трусость, тростник — нерешительность, незабудка — постоянство, вереск — одиночество, подорожник — выносливость, лопух — навязчивость.
Остановимся на символе навязчивости — лопухе.
О навязчивости говорит и название лопуха — лаппа томентоза: «лаппа» — от греческого слова: «хватать», «цепляться», а «томентоза» по-латыни означает «войлочная».
Действительно, какое из растений может быть навязчивее лопуха? С каким усилием приходится отдирать прицепившиеся к платью зелено-серые шарики его соплодий!
Не только плоды этого растения буквально прилипают к человеку, но и сам лопух растет у человеческого жилья. Откроешь дверь дома, а он тут как тут — у крыльца, у помойки, вдоль забора, в канаве. Лопух как бы просится к человеку в культуру. И действительно, это растение может быть очень полезным.
Лопух из семейства сложноцветных. Он дает прекрасный корнеплод, могущий заменить морковь, петрушку, пастернак. Корень Лопуха  нужно собирать ранней весной,  при  первом  появлении листъев,  или  поздно осенью,  когда он сочен  и питателен.   На хорошей почве корни Лопуха достигают размеров очень крупной моркови. Их можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Корни Лопуха можно класть в суп вместо картофеля и кореньев, делать из них котлеты и лепешки. Особенно вкусны корни Лопуха печеные и жареные. При поджаривании образуется румяная и сладкая корочка. Корни Лопуха питательны, так как содержат 12 процентов белковых веществ, 0,8 процента жира и 45 процентов инулина (особого крахмала), который может быть превращен в сахар.
Из корней Лопуха удается получить сладкое повидло. На поллитра воды вливают четыре чайные ложки уксусной эссенции и нагревают до кипения. Потом кладут измельченные корни Лопуха и варят два часа.
В лесу можно получить кисло-сладкое повидло, уваривая измельченные корни Лопуха с измельченными листьями щавеля или кислицы (одна треть к количеству Лопуха). С повидлом из Лопуха пьют чай. Из него делают мармелад. Лопух как овощное растение давно призван в Японии и возделывается там под названием гобо.
Лопух обладает, кроме того, лекарственными свойствами: он используется как наружное средство при лишаях и парше.
Известно репейное масло, употребляемое для смазывания волос, якобы для лучшего их роста.
Это масло получакгг не из семян и не из цветков репейника, а настаиванием оливкового, подсолнечного или миндального масла на корнях Лопуха.
Из поджаренных корней Лопуха получают кофе. Из высушенных корней делают муку.
Лопух — двулетнее растение, корни его для употребления в пишу следует выкалывать осенью в первый год роста...»

Этот рассказ о Лопухе впервые я прочел еще мальчишкой-школьником и, конечно, тут же принялся готовить из корней лопу ха различные кушанья. Правда, ни сладкого, ни кисло-сладкого повидла мне приготовить не удалось, не добывали мы из высушенных корней Лопуха и муки, но ели эти корни и сырыми, и печеными на костре. А вот с целебной силой этого растения встретиться мне пришлось много позже...    
В 1974 году на Алтае я познакомился с человеком, величавшим  себя всесильным знахарем, которому, мол, особенно удавалось лечение  злокачественных новообразований.  Вот тут-то и услышал  я о Лопухе как об одном из средств борьбы со страшной болезнью раком.
Многое из того, что в качестве спасительных средств рекомендовал мой новый знакомый, всесильный лекарь, я сразу опустил, делая значительную поправку на бросавшиеся в глаза ненормальные черты поведения этого человека (он был болен и очень тяжело), но что-то прочно запомнил и даже после долгих поисков все - таки подтвердил — подтвердил одновременно и ту истину, что даже при очень сильном расстройстве психики у человека всегда остается что-то от очень здравого смысла. Правда, никаких особенно радикальных рецептов, никаких чрезвычайных препаратов, изготовленных из Лопуха, я так и не нашел, но такие утверждения как: «Экспериментально на животных доказано противоопухолевое действие экстракта из корней» (Свинидонов Г.} или «По некоторым данным, в корнях Лопуха обнаружены алкалоиды, задерживающие рост опухолей» (Шпиленя С. Е., Иванов С. И.) — я находил. А вместе с тем все больше и больше отыскивал интересных рассказов о нашем Лопухе, а там все больше и больше влюблялся в это растение.
Поиски привели меня и к восточной медицине... Не поленитесь, прочтите внимательно приведенные ниже строчки из памятника средневековой тибетской культуры «Чжуд-ши»:

«И еще: болезни сосудов очищают рога сайгака, кости летяги, Лопух, соломоцвет, «три острых», кардамон настоящий и киноварь в пилюлях. Если эти пилюли сопроводить лекарствами для легких, сердца, печени, селезенки и почек, от болезней ядов или чху-сер, они приведут очиститель прямо на болезни. Пилюли можно соединить с расшевеливающими составами. Способы назначения: вечером дать суп из листьев алтея, в сумерках — прочищающие путь, в полночь — расшевеливающие, и на рассвете девять пилюль очистителя сосудов отправить на конях жара или холода. Как правило, до места они доходят к восходу солнца».

Я не стану комментировать эти строки. Но попробуйте сами на досуге еще раз вчитаться, вдуматься в сказанное, подивитесь глубиной знаний законов жизни авторами «Чжуд-ши» и не забудьте, что рядом с рогами сайгака и костями летяги в приведенном лечении выступает наш Лопух.
Лопух с тибетского читается нами как «бйи-гзунг». Основной страной-поставщиком бйи-гзунга для тибетских лекарей в те времена был Китай. Для лечебных целей применяли и траву, и корни, а показаниями к применению, согласно трактату «Дзэйц-хар Мигчжан» было: опухоли (снова опухоли! — Онегов А.), болезни сосудов, различные камни в организме (для разрушения камней).
Среди трав, которые рекомендует нам сегодня восточная медицина (Воронина Г. А., Воронина А. В.), Лопух назван в числе  первых при болезни почек и болезни нервной системы:
«Лопух, ряска.
Корень Лопуха и водяную высушенную ряску стереть в порошок и, смешав с медом, принимать по одной чайной ложке три раза в день до еды и на ночь (болезни почек).

Лопух, семена.
При астении, слабости, пониженной температу ре принимайте ежедневно отвар из семян лопуха (вытрясенных из репьев). Одну столовую ложку раздавленных семян настаивать на стакане подслащенного медом кипятка полчаса или варить 5 минут на водяной бане. Принимать по стакану за два приема в теплом виде
(болезни нервной системы)».

Сегодняшняя целебная вегетарианская кухня (Целебная вегетарианская  кухня.  Молчанов Г. И., Лукьянников М. С.  и  др. М.,    1992) советует не гнушаться соком Лопуха:
«Сок Лопуха (репейника).
Отжимают из свежих молодых лисгьев. Обладает антибактериальным и ранозаживляющими свойствами. Используется  в  виде  аппликаций   из  измельченных  листьев или примочек при лечении ожогов, язв, долго не заживающих ран. При кожных болезнях (зуд кожи, угри, сыпи, экзема, фурункулы) сок с медом (10:1) принимают внутрь, а также используют наружно в виде обмываний, полосканий носоглотки при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
Назначают внутрь по 1/3—1/2 стакана до еды».

А сегодняшняя научная фитотерапия так представляет нам Лопух (Пашинский В. Г.):

«Содержит инулин, эфирное и жирное масла, смолистые, слизистые вещества и ряд других. Препараты Лопуха полезны в терапии сахарного диабета, как мочегонное средство, при лечении мочекаменной болезни, как регулятор деятельности желудочно-кишечного тракта, антитоксическое средство, для терапии артритов... 10 г сухих измельченных корней на 1 стакан воды, кипятить 15—20 мин, настаивать 30 мин; по I столовой ложке 3—4 раза в день... Как ранозаживляющее, стимулятор регенерации, наружно для терапии артритов — свежие листья прикладывать к месту поражения... Воспалительные заболевания полости рта: 1 столовая ложка сухих измельченных корней на 1 стакан воды,   кипятить  10—15  мин,  настаивать   1   ч   (полоскание).   Или сок свежих листьев».

Ну   а   теперь   слово   русской   народной   медицине   (Голошенков П. П.):

«Лечебное применение Лопуха известно с глубокой древности. Установлено, что им успешно пользовался личный врач Александра  Невского.   В   народной   медицине  он   до   сих   пор   считается прекрасным   мочегонным   и   потогонным   средством.   Он   широко применяется  при   различных  заболеваниях —  подагре,   желчекаменной   и   мочекаменной   болезнях,   гастритах,   гастроэнтеритах, энтеритах   и  некоторых   кожных  заболеваниях   (экземах,   угрях,  фурункулезе).
Наиболее частой формой применения корня лопуха являются отвар и настой.

Отвар готовят из расчета 20 г сухих корней на стакан воды, пить во 1/3 стакана 3 раза в день в горячем виде. Для изготовления настоя берут одну столовую ложку сухих измельченных корней лопуха, обливают двумя стаканами, крепкого кипятка, настаивают 1—2 часа и пьют горячим по 0,5 стакана 2—4 раза в день.

В качестве мочегонного и потогонного средства рекомендуют отвар,
полученный путем длительного кипячения 2—4 столовых ложек сухого корня в 800 мл воды, пока не останется ее 400 мл. К отвару добавляют 2—3 стоповые ложки меда или сахара и пьют по 0,5 стакана 3 раза в день. После принятия отвара больного хорошо укутывают.

При кожных заболеваниях (экзема, фурункулез и др.) лучшие результаты дает отвар из листьев Лопуха  (1:10). Листья и корни Лопуха, отваренные в воде и растертые со сливочным маслом, рекомендуются для лечения ожогов всех степеней и роста волос при их выпадении.
38 г свежего измельченного корня Лопуха, настоянного в течение 10 суток в 100 г подсолнечного, оливкового или другого растительного масла и сваренного на медленном огне (15 минут), дают прекрасное репейное масло, идущее для ращения волос и смазывания долго не заживаюших ран.

В ветеринарной практике
отвар корней Лопуха применяли для обмывания лошадей и коров при зуде кожи, выпадении шерсти и лишаях».

Не могу я не заглянуть и в книгу А. П. Попова, которая постоянно со мной. И здесь о нашем Лопухе много интересных сведений:

«Лопух большой или репейник... Корень крупный и толстый; стебель ветвистый, высотой до 1,5 м... Лопух другого вида — паутинистый или войлочный, более распространен, чей Лопух большой, но мало отличается от последнего ботаническими и лечебными свойствами. Оба вида Лопуха растут во влажных местах, около жилья, на огородах, у дорог, на полях, в садах…
Чтобы сохранить целебные свойства Лопуха, корень рекомендуется не обмывать, а немного подсушить, очистить щеткой и затем, разрезав вдоль, высушить (лучше в печи или духовке, но не на воздухе во избежание быстрого брожения). (Кстати, знакомые мне травники очень редко обмывали собранные корни и корневища водой, а поступали так же, как рекомендует А. П. Попов, утверждая, что обмывание корней и корневищ водой ухудшает их свойства. — Онегов А.).

Способ лечения застарелой экземы (по методу автора): отвар корня Лопуха (15,0 г на 200 мл воды) по одной столовой ложке четыре раза в день (перед едой)...

Для наружного лечения
берут 4—5 столовые ложки измельченного корня на ведро воды, кипятят и остуживают до средней температуры. В теплый отвар опускают сложенную вчетверо простыню, такой ширины, чтобы она покрыла тело от подмышек до шиколоток ног, выжимают (не досуха), плотно укутывают ею больного. Между ногами прокладывают часть простыни, чтобы ноги не соприкасались. Затем больного точно также окутывают сухой простыней и тонким шерстяным одеялом. Простыни и одеяла закрепляют булавками и оставляют больного на полтора-два часа в постели. Если больной уснет, не следует будить его. Простыни в таком случае можно снять после пробуждения. Лечение указанным способом рекомендуется применять только один раз в сутки (лучше на ночь, через 6 дней — перерыв на сутки). Компрессы нужно ставить до тех пор, пока на теле, очистившемся от экземы, не появится легкая сыпь. Через один-два дня сыпь исчезнет, и лечение можно считать законченным. Продолжают его две-три недели.
Таким же способом лечат непрерывно рецидивирующий ревматизм. При этом наблюдаются значительные результаты: болезнь не рецидивирует.
Оригинальный народный способ лечения ревматизма. Мазью из корня Лопуха  (лучше из свежего)  больной  натирает пораженные  суставы,   ложится в бане на нары  с постепенно усиливающимся жаром и там в течение получаса пьет небольшими глотками теплый отвар корня Лопуха (всего один стакан). Через 15—20 минут на теле больного выступает обильный пот. Больной остается на нарах  до  тех  пор,   пока  тело  не  станет  сухим;   жажду  утоляет сывороткой из молока. Сойдя с нар, больной вновь натирает суставы той же мазью, откладывает их ватой или паклей и забинтовывает Делают   это    на    ночь.   Лечение   дает   очень    хорошие результаты.
Легкий отвар корня (15.0 г на 200 мл воды) настоять после заварки в течение 20 минут, охладить и процедить.
Мазь из корня. Из отвара корня (4 столовые ложки на 4 стакана кипятку), сгущенного варкой до половины, берут одну часть на четыре части коровьего масла и смешивают... Мазь эффективна при ожогах».

Оригинальный народный способ лечения ревматизма, описанный А. П. Поповым, я могу подтвердить: при мне таким способом лечили больные суставы рук — результаты были замечательные.
Вот видите, и в этот раз я никак на смог обойтись без цитат, и  порой очень больших. Но уверен, что и вам было интересно, знакомясь с новым для вас чудесным лекарственным растением, заглянуть в разные умные книги — ведь путешествие в мир
сохраненных для нас знаний только укрепляет нашу веру в чудеса природы.
Что еще добавить к этому рассказу... Как вы, наверное, отметили, в наших местах встретятся вам и Лопух большой, и Лопух паутинистый. Это высокие растения с очень . большими нижними листьями. Принято считать, что целебной силой одинаково обладает и тот и другой Лопух. Но кроме Лопуха большого и Лопуха паутинистого может встретиться вам и Лопух мелкий. Хоть и не намного ниже ростом это растение, но нижние листья у него не бывают такими большими, как у его первых двух братьев. Корни Лопуха мелкого тоже обладают целебными свойвами, такими же, как и корни лопуха большого и лопуха паутинистого,   но все  же  народные лекари предпочитают использовать для своих целей первые два Лопуха.
Хочу сделать и такое предупреждение: Лопух — растение так называемых неудобных мест, именно за его способность селиться там,где другим растениям и не выжить, и славят Лопух как пример жизнелюбия и жизнестойкости. Хорошо это для самого Лопуха. Но нам с вами следует помнить, что как раз здесь, возле свалок, помоек, по обочинам дорог и скапливается самая разная грязь, которая перейдет в растение, а там вместо целебной силы того Лопуха достанется и нам с вами. Поэтому поищите для своих целей лопух там, где нет грязи свалок, грязи дорог. А еще лучше, как это делается в Японии и Китае, выращивать для себя лекарственное растение на огороде.

Можно развести Лопух семенами, собрав их по осени и посадив на грядку. Как уже говорилось, лопух — растение двулетнее. Если вы станете разводить лопух семенами, то к осени у вас уже будет урожай корней. Не захотите собрать урожай по осени, дождитесь новой весны и тут сразу выкапывайте корни, не ждите, когда Лопух пойдет в стрелку и станет завязывать цветы, — на второй год корень сильно грубеет и хотя выкопанный по осени на второй гад тоже может пойти для лечения, но в пишу он уже не годится. Сдается мне, что и сила такого, одревесневшего корня тоже уже не та — ведь, по логике природы, все, собранное корнем за первый год жизни, на второй год отдается цветам и семенам...
Закончил я этот рассказ, открыл дверь своего деревенского дома, вышел во двор и тут же передо мной яркими цветами над снежным сугробом вспыхнули, раскинув крылышки и поднявшись с быльев лопуха, красавцы щеглы... Эти птицы прилетают теперь по зиме к моему лопуху каждый день. Собирают они здесь любимое свое репейное семя, радуют меня своими нарядами и, наверное, как-то по-своему и благодарят наш лопух-репейник за щедрый птичий стол, накрытый по зиме... Уж такая в нем, лопухе-жизнелюбце, доброта и щедрость...

ЛЬНЯНКА ОБЫКНОВЕННАЯ

Как и предыдущий рассказ о лопухе, этот рассказ о льнянке я хочу начать с книги Н. Верзилина «По следам Робинзона»:
«Красиво цветущие растения растут не только на юге или на востоке. Их много в каждой местности.
Вы видели весною в наших лиственных лесах купену, или соломонову печать, многоцветковую. Чем не украшение сада этот склонившийся под тяжестью свисающих белых цветков стебель? Повисшие в ряд цветки напоминают маленькие лилии и струят тонкий аромат миндаля...
А чем некрасива желтая льнянка с красными пятнами на губах цветка, растущая по сорным местам, канавам, склонам, полянами. Она ведь очень похожа на львиный зев, красующийся на клумбах садов, и одного с ним семейства норичниковых.
Льнянка или линария, своими собранными в мутовки листочками похожа на лен, а цветками — на мордочки собачек, отчего и называют льнянку собачками.

Собачек много есть сортов:
Левретки, мопсики, бульдожки,
Болонки, таксы-кривоножки;
Собачки есть и меж цветов:
Они не бегают, не лают,
А только ротик разевают...

Этот стишок  написал  известный  русский  зоолог профессор Н.А.Холодковский, который вместе со своей дочерью составлял гербарий. Дочка собирала растения и их засушивала, а отец к засушенным цветам написал стихотворения.
В садах растут белые и розовые васильки; но чем они хуже полевых голубых? А темно-фиолетовые крупные торчащие кверху колокольчики, собранные густой мутовкой на высоком стебле, разве не годны для сада? Это сборный колокольчик. Синие колокольчики, посаженные с желтыми льнянками, дадут гармоничное сочетание...
Всех этих диких красавцев можно великолепно рассадить на клумбах и рабатках сада. При уходе, поливке и подкормке они станут еще пышнее цвести. Сделайте красивую клумбу из одних диких красиво цветущих растений.
Почему бы, действительно, вам, читатели, не организовать небольшой отряд охотников за дикими растениями и не отправиться на поиски ценных лекарственных растений, крупных и сладких ягод, орехов и других съедобных растений? С лучших растений собирайте семена...
Кустики красиво растущих ягодных и других растений можно выкопать вместе «со стулом» земли и посадить на школьном участке, создав уголок леса, или около дома, или, наконец, посадить в горшок и поставить на окно. Собранные семена также следует посеять...
Собирать семена нужно с наиболее урожайных растений с наиболее вкусными и крупными плодами. Необходимо окружить хорошим уходом выращенные из семян и пересаженные из леса растения, чтобы получить большой урожай. Этим вы начнете отбор — селекцию новых сортов, начнете приручать, «одомашнивать», как говорил Чарльз Дарвин, растения, превращать их из диких в культурные...»

Я думаю, что после такого рассказа льнянку вы запомните и сразу узнаете... Но это пока о красоте растения. А теперь о его целебной силе...
В некоторых книгах, посвященных фитотерапии, есть списки «лекарственных растений по действию на организм». Заглянешь в такой «список», отыщешь интересующую тебя болезнь, а следом и узнаешь, какие именно травы выручат тебя из твоей беды. Например, потребуется жаропонижающее и потогонное средство, пожалуйста: кланяйся низко до земли липовому цвету, малине, смородине... Не окажется под рукой этих средств, читай предложенный «список» растений и кланяйся уже овсу,
капусте,   землянике,   душице,   фиалке   трехцветной,   матъ-и - мачехе...
Растения в таком списке размещены, видимо, по их силе, ибо впереди тут такие сильные средства, как липовый цвет, малина и  бузина.   А  дочитаешь  этот   «список»  до  середины   и   встретишь льнянку.  Выходит,  наша с вами льнянка,  хоть и оказывает помощь при простуде, но не самая сильная тут трава... Видимо, так оно и есть.
Давайте познакомимся со всем «списком лекарственных расте ний по действию на организм» и поищем еще где-нибудь льнянку обыкновенную... Вот перечень растений, препараты из которого являются болеутоляющими средствами. Льнянка упомянута и тут, но снова она никак не впереди... Поиски можно продолжить. Вот еще и еще раз названа льнянка, и снова она не в числе самых первых целителей. И только среди трав, обладающих желчегонными способностями, наша льнянка выходит вроде бы на первые позиция.
Когда заканчиваешь вот такой анализ и еще не знаешь самой травы, то волей-неволей задаешь себе вопрос: «А надо ли особо отмечать эту не слишком знаменитую травку — ведь для многих целей среди трав есть другие, вроде бы куда более сильные?»
Честно признаюсь, в своих первых дорогах к лекарственным травам я тоже был «заражен» особым вниманием  к травам сильным, приносящим скорые результаты. Но со временем, с опытом, мне стали больше нравиться травы-дурнушки, которые в конце концов оказывались вовсе и не дурнушками, а красавицами-золушками — такие травы обычно не умели тут же поражать собой, останавливать немедленно болезнь, но у них было другое достоинство: они врачевали тебя глубоко и основательно, устраняя причины недугов...
Конечно, ту же льнянку я вряд ли буду горячо рекомендовать вам в качестве жаропонижающего средства, если у вас есть липовый цвет, сухие ягоды малины или малиновое варенье. Но для того, чтобы привести в порядок (надолго и основательно) желудочно-кишечный тракт, я бы вам льнянку обыкновенную очень посоветовал.
Все, о чем вы прочтете ниже, так или иначе проверено мной самим. Встречал я и людей, неплохо знавших травы, которые для своего собственного лечения предпочитали всему другому именно льнянку.
Увы, ныне знания травы, культура народной фитотерапии, на земле, среди народа-крестьянина, рождавшего когда-то эту культуру, почти исчезли. Мне приходилось порой подолгу искать хотя бы какой очажок, остаток, хотя бы тлеющие угольки таких знаний среди народа, и чаше всего какие-то находки делал я лишь в том случае, когда в деревне, в селе встречал еше живых или более или менее здоровых старушек, искренне и бескорыстно верующих в Бога и не заложивших свои души нечистой силе во времена вселенской суеты, ниспосланной на нашу грешную землю. А в остальном, какие-то отрывочные, а потому часто неверные сведения о травах приносились теперь в наши деревни чаще всего из городских квартир дачниками, которые слышали о травах уже из книг, из журналов, а то и из газет. Такие знания трудно именовать даже дилетантством... По крайней мере, тут не было даже элементарного уважения к живому растительному миру, без которого не может быть никакой фитотерапии.
Когда вернем мы себе прежнюю науку? И вернем ли вообще? Или останемся и тут только потребителями-налетчиками, после которых остается «оскальпированная земля»?.. Я верю, что вернем! Верю хотя бы потому, что на первую публикацию этих моих рассказов и журнале «Россия молодая» (1992, № 6) было достаточно добрых и умных отзывов. Значит, есть желающие знать и верить! А это — главное для любого успеха...
А пока мы с вами вспоминаем и те травы, которые почти забыты, вспоминаем чаще и не самые сильные, и конечно, не самые редкие. Мне очень хочется в этих рассказах познакомить вас и с травами-золушками, с травами вроде бы самыми обычными, но, поди ж ты, такими славными. Вот почему, подойдя к рассказу о льнянке, я не стал знакомить вас ни с кошачьей лапкой, ни с кровохлебкой лекарственной, не стал вспоминать даже о лапчатке-калгане... Да, это сильные травы, но они, увы, уже и очень редкие. И мы с вами можем их быстро извести своим небескорыстным вниманием. Другое дело — льнянка обыкновенная, она встречается часто, и ее порой достаточно много. Ну, и силы ей тоже не надо ни у кого занимать...

«Время цветения. Июнь—август.    
Применяемая часть. Трава (стебли, листья, цветки).
Время сбора. Июль-август.
Растение ядовитое.
Применение. Льнянка довольно широко применяется в народной медицине. Растение улучшает деятельность желудка, и особенно кишечника, усиливает выделение мочи, пота и желчи, удаляет газы из кишечника при метеоризме, уменьшает и прекращает воспалительные процессы, смягчает припухлости (затвердевшие инфильтраты при воспалительных процессах) и обладает легким слабительным и обезболивающим действием. Экспериментально доказано слабительное и противоглистное действие льнянки.
Настой травы применяют при запорах, водянке, желтухе, золотухе и как мочегонное, слабительное, желчегонное и противоглистное средство...
В Германии водный настой травы рекомендуют при желтухе разного происхождения, воспалении мочевого пузыря, запоре, вялости кишечника и при геморрое. В небольших количествах льнянку применяют при головной боли с рвотой (так называемый симптомо-комплекс Меньера), при ночном недержании мочи и поносах.
Наружно настой льнянки употребляют для обмываний, ванн, компрессов при геморрое, фурункулезе, язвах, при различных кожных заболеваниях и воспалительных процессах кожи. При геморрое траву льнянки используют и в виде мази.    
Внутреннее применение льнянки, как ядовитого растения, требует осторожности.
Способ применения.
1) 1 1/2 чайной ложки (1,5—2 г) травы льнянки настоять в 1 стакане горячей кипяченой воды. Принимать по 1 столовой ложке 3—4 раза в день. Как наружное средство этот же настой употребляется для обмываний и компрессов при сыпях, угрях, гнойниках язвах, фурункулах.
2) 20 г травы льнянки отварить в 1/2 литре молока. Полученную кашицу употреблять для компрессов при геморрое.
3) Приготовить жабрейную мазь (2 части нарезанной травы льнянки нагреть с 5 частями свиного сала; траву выжать, сало процедить; получается мазь светло-зеленого цвета). Употреблять как мазь при геморрое». (Махлаюк В. П.)

«Научная медицина не пользуется этим растением, а народная применяет его достаточно широко. Чай из льнянки (40,0 г на литр кипятка) пьют при вздутие кишечника, при болезнях печени...
Лично употреблял льнянку наружно. Из цветов ее делал мазь для геморроидальных шишек в смеси с другими растениями: 1 часть цветов льнянки, 1 часть дубовой коры и 1 часть травы водяного перца. Намачивают на 12 часов в растопленном свином сале, размешивая от времени до времени, потом подогревают сильнее и процеживают, сливают в банку, завязывают пергаментной бумагой. Мазью смазывают небольшой кусочек марли и вводят в анальное отверстие полностью; такой тампон следует держать 4—5 часов. Успокаивает невыносимую боль, уменьшает воспалительность и задерживает кровотечение.
Подобную мазь из одних только цветов льнянки я применял при лишаях, экземе и др.». (Носаль М. А, Носаль И. М.)

Увы, и этот рассказ приходится заканчивать предостережением... Часто встретите вы льнянку обыкновенную возле дорожки, проложенной вдоль поля-пашни. Чудесно глядится здесь эта цветущая травка. Но не торопитесь собирать льнянку возле поля, поинтересуйтесь сначала, какой химической обработке подверглась эта земля. И только в том случае, если здесь еще не хозяйничали ядохимикаты, льнянку можно собрать для доброго дела.

ПАСТУШЬЯ СУМКА

У писателя-помора Б. В. Шергина есть знаменательный рассказ «Запечатленная слава»:

«Поморское сказание о Софии Новгородской начинается так: «По слову Великого Новгорода, шли промышленные лодьи во все концы Студеного моря-океана. Лодьи Гостева сына Ивана ушли дальше всех. Иван оследил Нехоженый берег. Тут поставил крест, избу и амбар. Тут кряду, и ход урочный морской...»
Устное слово и письменная память Севера свидетельствуют, что же в XII—XV веках русские люди своим умом-разумом строили суда «сообразно натуре моря Ледовитого». На этих судах из Белого моря ходили на Новую Землю, на Грумант, в Скандинавию. Уже в XIII веке по берегам и островам Северного Ледовитого океана стояли русские опознавательные знаки — исполинские осьмиконечные кресты. Поперечины креста астрономически верно указывали направление стран света.
Новгородцы и дети их, архангельские поморы, науку мореплавания называли «морское знание», а судостроение обозначали словом «художество»...»

Это самое начало рассказа. А далее идет грустное повествование о том, как с петровских времен стала уничтожаться богатейшая русская морская культура:

«Дело Петрово исказили господа, залакированные под Европу, не помнящие родства, но задававшие тон.
Во второй половине XVIII века заявлять о том, что у русских существует своя морская культура, уже считалось конфузным.
Федор Вешняков приводит такой факт: «У допросу от коммерц-конторы: куда которые суда ходили, я и похвалился своеручным чертежом. Да и Ушаковский объявил, Новоземельской. Господин Присутственный смолчал, а конторские опосля говорят: «Для приезду господина члена, ты бы постыдился карбасное-то художество казать. Соблюдал бы в сундуке».
Упрятанная в сундуке древняя и оригинальная картография русских поморов была забыта.
Самый стиль, самая внешность древних «морских чертежей» оскорбляли вкус помпадуров XVIII века. Все, что было сделано в русском народном стиле, определялось выражением: «в подлом вкусе».
Вот почему первым картографом побережий Северного Ледовитого океана стали считать голландца Ван-Клейна. Между тем Ван-Клейн издал свой атлас только около 1600 года и пользовался для своей работы поморскими чертежами. Там, где у Ван-Клейна не хватало русских данных, чертеж его фантастичен.
В конце XVIII века в Петербурге предпринято было печатание Карты Русского Севера. Петербургские картографы рабски скопировали неверную голландскую карту. Тупоумие дошло до того, что даже искажения русских названий целиком перенесены были на «русскую» карту. Вместо «Канин Нос» на «русской» карте XVIII века напечатано «Кандинес», вместо «Святой Нос» — «Свети Нес» и т. п.
Пренебрежение к многовековому опыту поморов было так велико, что «русский генерал» Ф. Литке (XIX век) предпочел блуждать у Новой Земли в поисках Маточкина пролива, нежели «оконфузить себя услугами мужиков», то есть поморов, досконально знавших Новую Землю.    
В конце концов в сознании русского общества исчезло всякое представление о том, что на Севере существовала большая морская культура...    
Древние документы, письменные свидетельства о северном мореходстве исчезали, терялись, утрачивались, оставались в безвестности, потому что люди науки не спрашивали о них, не искали, не собирали их...»    

Вот видите, как все сложилось: собрался я рассказать вам  о сорной траве пастушьей сумке, а увело меня на Север, к поморам, к их бедам-потерям. А случилось это потому, что темной полосой прошло над нашей жизнью-историей забвение истории народа — прошла такая беда повсюду: и над морской культурой поморов, и над крестьянской жизнью русского землепашца, и над всеми народными знаниями природы...
Только что заглянул я в книгу М. В. Рытова, русского ученого-патриота, отыскал здесь рассказ о пастушьей сумке и вначале очень подивился прочитанному:

«Известная сорная трава на паровых полях, в огородах, садах и около жилья. В народе не имеет никакого медицинского применения и ни для чего не служит... В русской фармакопее это растение не значится, но в немецкой рецептуре иногда приводится жидкий экстракт из сушеной травы против маточного кровотечения...»

Как же так?! Ведь знаю, читал я, что целебные свойства этой травки-сорняка были известны еще врачам Древней Греции и Рима, а в средние века успешно применяли эту лекарственную траву как верное кровоостанавливающее средство во всех странах Европы....
Хорошо знала силу пастушьей сумки и средневековая восточная медицина:

«Тмин лечит жар ветра, обезвреживает яды, лечит болезни глаз. Подорожник большой, горец живородящий и живокость крупнолистная останавливают понос. Пастушья сумка останавливает рвоту».

Это строки из «Чжуд-ши», который я уже цитировал вам.
Видимо, давно знала тибетская медицина и другие свойства пастушьей сумки и рекомендовала ее и при атонии матки, и при маточных кровотечениях.
А как же мы-то, русские люди — выходит, только мы одни и оставались в диком неведении по части сильной лекарственной травы, росшей у нас повсюду?!
И снова листаю я разные умные книги, изданные в конце прошлого века, просматриваю Полную энциклопедию русского сельского хозяйства, подаренную нам в самом начале нынешнего века, и снова встречаю пастушью сумку только в качестве опасной сорной травы. И не верю, что не знали на Руси силу травы, умеющей останавливать кровь. Пожалуй, и здесь, как и с морской культурой  поморов,   да  и  со  многими   нашими  народными  знаниями, случилась  та  же  самая  беда   —   «подлые»  народные  знания  и народный  опыт были изолированы  от жизни и почти потеряны.
Но выжила наша Пастушья сумка, сохранилась в народной памяти и вернулась к нам еще в годы Первой мировой войны как кровоостанавливающее средство — была она тогда же введена и в научную медицину как заменитель желтокорня (импортное сырье)
и спорыньи.
«Это растение имеет ценные лечебные свойства; препараты из него являются вяжущим, кровоостанавливающим (при почечных, легочных, маточных и чрезмерных менструальных кровотечениях) и мочегонным средством, а также вызывают сокращение мускулатуры матки, регулируют обмен веществ.
В научной медицине Пастушья сумка в последнее время вполне признана... В народной медицине это растение используется с давних времен, оно и до сих пор еще не потеряло в глазах людей своей лечебной ценности как кровоостанавливающее средство.
Как вяжущее средство назначают препараты из пастушьей сумки, особенно свежий сок: по 40 капель сока, разведенного на рюмке водки, принимают при поносах. Вообще во всех случаях эффективней действует свежий сок из растения.
Полезна Пастушья сумка и как мочегонное при болезнях почек.
Препараты из этого растения эффективны также при кавернах в легких (туберкулез) .
Способы применения. Отвар: 10,0 г на 200 мл воды; по одной столовой ложке три раза в день. Этот же отвар можно применять и как наружное средство (при кровотечениях).
Экстракт самодельный: отвар, сгущенный до половины; по одной чайной ложке три раза в день.
Сок свежий, наполовину разведенный водой; по одной столовой ложке, или по 40 — 50 капель на ложку воды три раза в день». (Попов А. П.)

Отыскать и узнать пастушью сумку не очень трудно — растение это обычное, встречается повсюду, именуется даже чуть ли не злостным сорняком, и только у этого растения такие приметные плоды — сумочки, сплющенный треугольный стручок. Эти плоды напоминают собой сумки прежних пастухов, которые когда-то пасли стада на лугах Западной Европы. Отсюда и научное название Растения — Пастушья сумка.
Собирают пастушью сумку во время цветения (май — август) — собирают всю наземную часть. Как и другие лекарственные растения, эту траву следует собирать в стороне от дорог и полей, где хозяйничает химия. Я для себя собираю пастушью сумку на своем огороде. Каждый год какое-то число этих сорняков (с точки зрения огородника) растет у меня возле грядок с овощами. Я периодически пропалываю огород и всякий раз оставляю для лечебных целей удаленную с грядок пастушью сумку.

«Экспериментально установлено, что препараты из травы пастушьей сумки вызывают понижение артериального давления, усиливают сокращение мускулатуры матки и сокращают периферические кровеносные сосуды. Назначается внутрь при маточных, желудочных и легочных кровотечениях. Наружно, в виде компрессов, может применяться при ранениях, контузиях и ушибах.
Клиническими наблюдениями установлена эффективность настоя травы пастушьей сумки (20 г высушенной травы на 1 литр кипятка) при лечении больных туберкулезом легких с частым кровохарканьем и кровотечениями.
В народной медицине применяется как мочегонное, ранозаживляюшее и желчегонное средство. Иногда применяют как противопоносное средство разбавленный водой вдвое свежий сок из травы (по 1 столовой ложке 3—4 раза в день)». (Брезгин Н, Н.)

А это уже слова М. А. и И. М. Носалей:

«Напар пастушьей сумки 40,0—50,0 г на 1 л кипятка принимают при болезнях печени, желчных и почечных камнях, при болезнях почек и мочевого пузыря и при различных расстройствах обмена веществ.
Такой же напар употребляют пожилые женщины в предклимактерический период при изнурительных маточных кровотечениях.
Некоторые считают, что сок из помятых и выжатых растений пастушьей сумки по 40—50 капель на 1 столовую ложку воды во всех случаях действует энергичнее, чем напар. Такой же сок принимают также при ревматизме и поносах. При поносах принимают не на воде, а на рюмке водки.
При каверне в легких: на 2 стакана воды берут 2 столовых ложки травы пастушьей сумки, 1 столовую ложку дубовой коры и полстакана портвейна. Все это варят 10 минут в закрытой посуде. Весь напар выпивают в течение дня».

«В научной медицине водный настой пастушьей сумки применяют внутрь как кровоостанавливающее средство в акушерской практике после родов и в гинекологии, при мено- и метроррагиях. Клинически доказано, что настой дает хороший терапевтический эффект и при лечении острого и хронического воспаления почек.
Наружно настой пастушьей сумки с успехом применяют для местных ванн, обмываний, примочек и компрессов при ушибах, воспалении сухожилий, легких ранениях и повреждениях кожи.
Весенние розетки молодых прикорневых листьев пастушьей сумки употребляют для приготовления супов, борщей, весеннего витаминного салата и в качестве вкусной начинки для пирожков.
Способ применения.
1)   1 столовую ложку сухой травы пастушьей сумки настаивать 2 часа в 1 стакане кипятка, процедить. Принимать по 1 столово ложке 4 раза в день (в особенности как кровоостанавливающее) Настой употреблять и как наружное средство при ушибах и ранениях.
2) 3 чайные ложки травы настаивать 8 часов в 1 стакане холодной кипяченой воды, процедить. Принимать по 1—2 столовые ложке 3-4 раза в день». (Махлаюк В. П.)

«В народной медицине Пастушья сумка применяется не только как кровоостанавливающее средство, но и как мочегонное, желчегонное, ранозаживляющее и вяжущее средство. Как желчегонное используют настой из 40—50 г травы на 1 л кипятка, настаивают 20—30 минут, процеживают и пьют теплым по стакану 3 раза в день за час до еды.
По данным профессора В. П. Луканина (1966), такой настой дает хорошие результаты при воспалении почек и почечных кровотечениях.
Трава пастушьей сумки с травой хвоща полевого поровну составляют кровоостанавливающий сбор. Две чайные ложки этой смеси залить двумя стаканами холодной кипяченой воды и настаивать в течение 8 часов. Затем процедить, добавить 1 стакан кипятка и принимать по 0,5 стакана 2 раза в день при маточных и почечных кровотечениях...
Токсическим свойством Пастушья сумка не обладает, а наличие в ней большого количества витаминов, белка и углеводов послужило основанием для применения ее в пищу. Так, в Китае и Японии пастушью сумку выращивают на огородах и получают хорошие урожаи сочных, нежных и вкусных листьев, используемых для борщей, супов и пюре». (Голышенков П. П.)

Как раз здесь мне хочется снова вспомнить работу М. В. Рытова, с которой я и начинал этот рассказ. Описывая пастушью сумку, М. В. Рытов подчеркивает, что «содержание экстрактивных веществ в траве изменяется по растениям на разной почве и в разных местах: малые растения на полях содержат их более, нежели большие растения в огороде...» Это замечание я очень хорошо помню, когда собираю на своем огороде пастушью сумку. Здесь я стараюсь оставить для себя только те растения, которые выросли на почве победней, поднялись не очень высоко над землей. Пастушья сумка, выросшая возле хорошо удобренных грядок, обычно выше ростом, сочней. Она хороша для обеденного стола, но для лечения, видимо, хуже. Здесь действует то же самое правило, как и при сборе зверобоя и других трав, жителей открытых светлых мест. Помните об  этом и не старайтесь особенно удобрять грядки, на которых выращиваете у себя в огороде лекарственные травы. Например, я очень хорошо знаю, что на «жирной» почве тот же золотой корень растет куда быстрее, чем на «худой», но сам выращиваю это растение именно на почвах победнее, считая, что такие условия больше соответствуют тем, в которых родиола розовая и накапливала свою силу  в природе (в диком состоянии).
В конце этой книги я постараюсь познакомить вас с рассказом
«Травы» из другой своей работы, полностью пока не опубликованной «И вошли в лес славяне...» Таким путем я попробую показ вам, как приходит к человеку особое чувство природы, как учится человек «понимать» ту же траву. Я уверен, что подобное общение между людьми и растительным миром когда-то, когда мы не поднялись в своем самолюбии еще слишком высоко над всем прочим живым, было явлением и не столь уж редким. Мне самому очень хотелось научиться «беседовать» с травами. Увы, особого совершенства я на этом пути не достиг, но первые шаги тут были мной пройдены, а потому я и могу сослаться на свой опыт «разговора» той же пастушьей сумкой...    
Нравится мне эта скромная травка, симпатичен мне ее стойкий характер, уважаю я ее умение отстоять себя даже под колесами сельскохозяйственной техники и все равно выжить и быть там, где досталось ей когда-то место для жизни. Сродни это упорство нашему стойкому подорожнику. Но верил я всегда, что у пастушьей сумки есть, хранится пока неоткрыта для нас, особо сильная тайна. Не напрасно ведь эта трава-золушка так упорно тянется к людям...
К счастью, я не ошибся и в поисках ответа не раз слышал от разных людей о способности пастушьей сумки потягаться даже с такой бедой, как страшный рак. Но, увы, подтверждения в доступной для меня литературе этих сведений я не встречал до тех пор, пока не познакомился с работой В. Г. Пашинского, — подчеркиваю, что это официальное научное издание, рекомендованное врачам, фармакологам и всем, интересующимся фитотерапией:

«Пастушья сумка.
Однолетнее травянистое растение, высотой 20—50 см. Распространено во всех регионах страны, кроме Крайнего Севера, часто как сорняк. Используется трава, заготавливаемая в период цветения (май—июль). Содержит большой набор органических кислот, жирное масло, аскорбиновую кислоту, дубильные и другие вещества. Способно усиливать свертываемость крови, тонизировать матку, поэтому широко применяется при маточных кровотечениях (противопоказано при беременности). Может выступать как регулятор деятельности желудочно-кишечного тракта, как средство дополнительной терапии при злокачественных новообразованиях, в первую очередь женской половой сферы...»

Там же приводился и рецепт приготовления препарата:

«10 г сухой измельченной травы на 1 стакан воды, кипятить 10 мин, настаивать 1 ч; по 1 столовой ложке 4—5 раз в день».

Увы, и мне совсем недавно пришлось обратиться к пастушьей сумке за очень важной помощью — близкому для меня человеку потребовалось именно такое лечение, и теперь я жду результата.
А чтобы ваша вера в невзрачную травку-сорняк еще более укрепилась, прошу вас внимательно прочесть цитату из книги лебная вегетарианская кухня», увидевшей свет в Москве в 1992 году:

«Сок пастушьей сумки обыкновенной. Отжимают из наземной части молодых растений. Хорошее кровоостанавливающее средство после родов, аборотов, в климактерическом периоде, при фиброме матки (20—30 капель 4—5 раз в день). Используется как вяжущее, диуретическое, противоцинговое средство. В народе сок реко-мендуют при злокачественных язвах и раке желудка, опухолях, раке и фиброме матки, как контрацептивное средство, для задержания овуляции. Помогает при поносах, особенно кровавых, желчно - и мочекаменной болезнях, подагре, ревматизме, заболеваниях мочеточников и малярии. Рекомендуют при заболеваниях сердца, печени, болях в костях, рвоте, простуде, нарушении обмена веществ, для лечения гнойных ран. Не рекомендуется при тромбофлебите и беременности. Назначают по 1—2 чайные ложки с медом 5—6 раз в день после еды».

Из этой же работы хочу привести вам и два рецепта вегетарианских блюд:

«Салат «Весна»:
Листья глухой крапивы 10 г, щавель 10 г, листья пастушьей сумки 50 г, листья дикого цикория 5 г, зеленый лук 4 г, яйца 1/2, сметана 5 г, растительное масло 5 г, столовая горчица 3 г, соль.
Перебирают, промывают свежесобранные листья глухой крапивы, щавеля, пастушьей сумки и дикого цикория. Мелко режут, добавляют нашинкованный зеленый лук, рубленые крутые яйца. Салат заправляют сметаной, солью, столовой горчицей и растительным маслом. Украшают дольками вареного яйца».

«Суп из пастушьей сумки:
Молодые листья пастушьей сумки 50 г, картофель 100 г, репчатый лук 10 г, столовый маргарин 10 г, сметана 20 г, вода 300 мл, соль, специи.
В кипящую воду закладывают картофель, нарезанный дольками, доводят до кипения, добавляют пассированный лук с измельченными листьями пастушьей сумки, соль. Перед подачей к столу заправляют сметаной».



eXTReMe Tracker