|
Share

ЗОЛОТОЙ  КОРЕНЬ

Золотой корень (родиола розовая) по своему стимулирующему действию относится к группе женьшеня, но если женьшень давно и хорошо известен и ботаникам, и врачам, хотя и встречается в природе всегда чрезвычайно редко, то с золотым корнем все обстояло совсем иначе...

Только в 1961 году экспедиции во главе с известным профессором Г. В. Крыловым удалось отыскать в горах Алтая золотой корень и идентифицировать его с радиолой розовой.
Идентифицировать — означает отождествлять, устанавливать совпадение с чем-либо, то есть только в 1961 году ученые, неплох знавшие родиолу розовую, растение совсем уж не такое редкое, установили, что именно родиола розовая и есть легендарный золотой корень, который еще совсем недавно коренные жители горного Алтая вместе с рогом марала вручали молодому супругу как свадебный подарок, «дабы умножить род свой».

А родиола розовая, действительно, растение не такое уж и редкое, встречается она в горах Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, включая Сахалин и Камчатку, произрастает и в горах Западной Европы (Пиренеи, Альпы, Судеты, Карпаты), там давно были известны положительные свойства этого растения. Так, в Европе листья и побеги родиолы розовой, собранные до цветения, использовались для приготовления салата, а корневища высоко ценили еще древние греки и, как следует из литературных источников, до VIII столетия корневища родиолы розовой использовали как краситель и как дубящее средство чуть ли не все европейские народы.

Ну а как обстояло дело с главной целебной силой родиолы розовой в Европе? Точных данных на этот счет мне нигде не встретилось, но очень возможно, что прагматичные европейцы, обнаружив у корневиш радиолы розовой дубильные и красильные свойства, быстренько перевели полезное сырье в дело, так и не успев задуматься о том, что родиола розовая, подаренная природой и Европе, могла и здесь стать таким же легендарным золотым корнем, если бы жителям Европы досталось в то время хоть немного истинной мудрости, каковая, пожалуй, до сих пор еще живет в горах Алтая...

Все это, конечно, только мое личное предположение, предположение человека, родившегося и выросшего в Европе, а затем волею счастливой судьбы породнившегося душой с Горным Алтаем.
Возможно, история европейской родиолы розовой пошла по своему собственному пути и по другой причине — просто европейской родственнице алтайского золотого корня (и прежде всего по природным причинам) не досталось никакой легендарной силы. И такое бывает: одно и то же растение, выросшее в разных местах, в разной степени действует на наш организм. Потому мы с вами уже и беспокоились, чтобы ту же валериану выращивать в таких же условиях, в каких растет она в природе. Все это так, но в любом случае следует определенный вывод: коренные жители гор Алтая по достоинству сумели распорядиться подаренным им богатством, за что, пожалуй, именно здесь, в горах Алтая, родиола розовая и получила свое высокое имя — золотой корень...

Силу золотого корня алтайцы познали еще очень давно. Слава золотого корня дошла до китайских императоров, которые несколько веков подряд ходили на Алтай походами только ради этого растения. И был этот легендарный корень велик и всемогущ в сказах и сказках. И берегли, скрывали его жители гор, не показывали никому, и никому из посторонних не приходило в голову, что та самая родиола розовая, что росла вокруг, и есть легендарное растение…
Не пришла эта мысль и ученым экспедициям, которые не раз отправлялись на поиски таинственных корневищ, до тех пор, пока кто-то из алтайцев не расщедрился и не указал на золотистые цветочки-огоньки обычной родиолы. Вот тут-то и открыли жители равнины — так называют всех остальных жителей Алтая жители гор — тайну этого легендарного растения, тут-то и начались разом массовые заготовки драгоценного сырья, которые в течение двух-трех лет местами уничтожили почти весь золотой корень.
Когда я узнал, как ревностно оберегали коренные жители гор тайну своего всесильного корня, и когда увидел бочки-печки, затащенные в горы, в которых сушили корень, увидел перевернутые пласты мха на горных лужках-полянках, то поверил, что те самые хранители тайны были правы, когда не соглашались передать эту тайну другим.
Может быть, была у людей, хранивших тайну золотого корня, и своя притча-нравоучение... Мол, жил-был в горах не совсем хороший человек, который не удержал тайну и обменял ее на пустяк, а когда обменял, то обнаружил, что корень потерял свою силу. Стали просить все остальные жители гор своего Бога вернуть силу золотого корня. Явился наконец Бог и изрек: «Ладно, прощаю вас на первый раз, но если еще раз обменяете тайну на пустяки, то пропадет сила золотого корня по всем горам навсегда...»
Правда, после того, как ученые установили все-таки идентичность родиолы розовой и золотого корня, сила этого корня не пропала, но стал пропадать сам корень, исчезать на белках, что были поближе к селениям, к людям. Горы Алтая охватила в то время настоящая золотая лихорадка, свидетелем которой я был. И этой лихорадке во многом способствовали и лихие рассказы-публикации в печати. Одну такую заметку я сохранил. Правда, время не пощадило кусочек бумаги и я никак не могу установить сейчас, где именно, в какой газете, эта заметка в свое время появилась. Тем не менее этот рассказ о золотом корне (в сокращении) я вам приведу, ибо он замечателен тем, что написан был, как говорится, по горячим следам...

«По берегам алтайских рек и озер, в зарослях круглолистной березки встречаются невысокие кусты с веерами золотисто-желтых цветов. Это цветы родиолы розовой, или золотого корня Алтая. Они образуют воронку, в которую как бы стекает солнечный свет, чтобы в подземной лаборатории корней превратиться в лекарственные  специи…
ии...
Местные жители давно на «ты» с золотым корнем. Он лечит у них простуды и неврозы, снимает усталость.
«Помню, вернулся я однажды с дальнего маршрута, — рассказывает геолог Ю. Никифоров. — Лицо пылает, голова пуста, сил нет. Наша повариха из местных подошла ко мне и протянула кружку ароматного напитка. «Выпей, — говорит, — сегодня день рождения справляем, петь надо, плясать...» Вы не поверите — через час усталости как не бывало...»
Чудесный корень заинтересовал Никифорова. Он стал собирать его, делать настои, заварки. С тех пор в экспедиции забыли, что такое ангины, лихорадки, недомогания...

Всякий, кто бывал в то время в лаборатории проф. А. Саратикова, невольно становился свидетелем «олимпийских игр» белых крыс. Первыми соревновались пловцы. Две команды грызунов получали инъекции, но одна в виде раствора спирта, а другая — спиртового экстракта золотого корня. После пяти часов плавания первая группа целиком выходила из строя, а вторая продолжала бороздить поверхность аквариума.

А как действует экстракт на организм человека? Ученые провели наблюдение на студентах факультета физического воспитания Томского педагогического института. Спортсмены-велосипедисты сели на электровелотрабы, и... началась гонка на месте. Интересно, что соревновались не только люди, но и стимуляторы — испытывались одновременно прославленный женьшень, левзея, элеутерококк и золотой корень.

Победу одержал золотой корень. Врачи тщательно обследовали велосипедистов и отметили характерную деталь: на фоне родиолозидов усиление мышечной нагрузки сопровождалось не учащением пульса, а возрастанием ударного объема сердца. Сердце «не семенило», а как бы делало свой шаг крупнее. Не случайно поэтому полное восстановление сил наступало намного быстрее, чем обычно.

Второй этап состязания «по уму» с помощью корректирующего теста. 82 студента-добровольца сдавали экзамены первый раз до, а второй раз после приема экстракта золотого корня. Число ошибок уменьшилось вдвое. Эффект сохранялся 6 часов.

Каков же механизм действия золотого корня и других растительных стимуляторов? Их отличительная черта — большая терапевтическая широта, отсутствие фазы отрицательного последствия и привыкания даже при длительном применении. Это не тот красивый хмель, который охватывает человека при употреблении, например, феномина, а потом ведет к неприятному похмелью, головной боли и слабости. Здесь все процессы протекают мягко, естественно, в пределах нормального режима. Происходит вот что.

Вы начинаете уставать, работоспособность падает. Это значит, слабеют клетки больших полушарий головного мозга, им не хватает энергии, и они выключаются. Но вот в организм поступил экстракт золотого корня. На шкале настроения нет никаких сигналов — взбудораженности или фальшивого оживления. Просто вы втягиваетесь в прежний ритм работы незаметно, без волевого напряжения. Дело в том, что родиолозид обеспечивает дополнительный приток энергии: повышает интенсивность углеводофосфорного обмена и окислительные процессы.

Синтетический стимулятор фенамин только подстегивает уставший организм — экстракт золотого корня придает силы. Фенамин  увеличивает рабочий день на сегодня — родиолозид дарит активность безвозмездно.
Но, оказывается, что это не главное достоинство золотого корня. Подобно всем растительным стимуляторам группы женьшень, он обладает адаптогенными свойствами. Что это такое?

Советский ученый Н. Лазарев высказал предположение: вероятно, есть вещество, которое действует не на истерзанные болезнью ткани и органы, а на защитные системы организма. Оно не обладает атакующими свойствами, не поражает микробы, а бьет в «вечевой колокол», мобилизуя все ресурсы организма на создание эффективных линий обороны.

Идея Лазарева подтвердилась на примере растительных стимуляторов. Вот какой эксперимент проделали томские ученые. Опытной партии белых крыс ввели в организм вещество, автоматически повышающее содержание сахара в крови. Но оно не сработало, так как перед этим грызунам впрыснули экстракт золотого корня.
Были проведены наблюдения и на людях. В них участвовали 45 больных неврозами. Спустя 10 дней врачи не отметили возбудительного и тормозного процессов. У больных исчезли раздражительность, неприятные ощущения в области сердца, улучшились сон, аппетит.
Вывод напрашивается сам собой: воздействуя на клетки больших полушарий, экстракт золотого корня приводит к устойчивому равновесию процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Кроме этого ученые установили, что эффект реализуется при участии центральной нервной системы и ряда эндокринных желез.
Золотой корень готон прийти на выручку и здоровым, и больным людям, подарить им высокую работоспособность и хорошее настроение, помочь уйти от болезней и усталости. Он готов дружить со всеми, его хватит на всех...»

Имя автора этой заметки я тоже не могу сейчас установить, но первое замечание к написанному, которое хотелось мне сделать еще тогда, лет двадцать тому назад, относилось к слишком бодрому заявлению, что золотого корня хватит на всех... Увы, я оказался прав. Прошло совсем немного времени, и радиола розовая под напором заготовителей стала исчезать в Горном Алтае. И если лет двадцать тому назад, поднявшись в горы где-нибудь в районе Тигирека, вы на другой день могли вернуться обратно с мешком драгоценных корневищ, то десять лет спустя мне самому так и не удалось отыскать по знакомым местам ни одного кустика родиолы розовой. Дальше — хуже, и теперь я стараюсь обходиться радиолой розовой, которую выращиваю у себя в саду, выращиваю с надеждой, что, может быть, мои старания как-то помогут этому моему питомцу приблизиться в главном качестве к корню-легенде.
Все же остальное в приведенной мною газетной заметке более или менее верно хотя бы потому, что большая часть рассказа приведена, видимо, со слов самого А. С. Саратикова, ученого, автора книжечки «Золотой корень», выпушенной в Томске в 1973 году.
С этой работой я в свое время очень внимательно познакомился и еще вспомню оттуда главные выводы ученого, но прежде, после газетной заметки, хочу привести небольшую выдержку из рассказа о золотом корне Г. И. Свиридонова, автора очень хорошей работы «Полезные растения Горного Алтая» (Горно-Ал-тайск, 1978). Рассказ этот по-научному строг, точен и лишен эмоций, а потому все отсюда вы можете принимать за стопроцентную правду:

«Препараты золотого корня являются наиболее сильными стимуляторами центральной нервной системы... По стимулирующему действию эти препараты превосходят женьшень, элеутерококк, лимонник, аралию и левзею. Как и все растительные стимуляторы, они малотоксичны, обладают большой терапевтической широтой и отсутствием отрицательных последствий в части привыкания к ним.
Установлено, кто экстракт родиолы розовой и родозин улучшают умственную работоспособность, способствуют лучшему протеканию окислительных процессов и сохранению на высоком уровне энергетического потенциала головного мозга. Они положительно влияют на функциональное состояние органов слуха при профессиональной тугоухости, а также оказывают положительное действие на функции печени, щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

Препараты золотого корня, как и другие женьшенеподобные стимуляторы, обладают адаптогснными свойствами: повышают устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов химической, биологической и физической природы, в частности, повышают сопротивляемость организма при отравлении бензином, алкоголем и другими ядовитыми веществами. В экспериментах на животных — регулируют содержание сахара в крови, тормозят развитие экспериментального холестеринового атеросклероза.

В медицине препараты радиолы рекомендуют применять как стимулирующее средство практически здоровым людям при переутомлении и работе, требующей высокой умственной нагрузки, а также больным различными формами неврозов, при вегето-сосудистой дистонии и гипотонии, импотенции и в психиатрической практике, кроме того, в период выздоровления после тяжелых хронических заболеваний.
Золотой корень является одним из популярнейших лекарственных растений Алтая. Он широко применяется при самых разнообразных заболеваниях: желудочно-кишечных, нервных, женских, болезнях печени, малярии, малокровии, импотенции. Пьют настой корня, чтобы быть вообще здоровым.

Из золотого корня получен тонизирующий безалкогольный напиток, который назван «Золотой Алтай». Он превосходит по своим свойствам всемирно известный американский напиток кока-кола.
Золотой корень, как и маралий корень, отличный стимулятор роста животных».

Чтобы закончить разговор о целебной силе золотого корня, считаю своим долгом привести здесь и небольшую выдержку — предупреждение А. С. Саратикова из его книги «Золотой корень»:

«Во избежание расстройства сна препарат не следует принимать позднее, чем за 4—5 часов до сна.
Экстракт родиолы противопоказан при резко выраженных симптомах повышенной нервной возбудимости и истошенности корковых клеток, лихорадочных состояниях, гипертонических кризах.

При применении экстракта родиолы розовой побочные явления наблюдаются редко. Встречается индивидуальная чувствительность к препарату (возбуждение, раздражительность, бессонница, головная боль). У больных гипотонией, вызванной вегетативно-сосудистой дистонией, диэнцефалитом, климактерическим состоянием, препарат может вызвать извращенную реакцию: снижение артериального давления или резкое повышение его, что сопровождается ухудшением самочувствия больных. Во всех этих случаях прием препарата следует прекратить».

В то время, когда я впервые встретился с золотым корнем у него дома, в Горном Алтае, ни об экстракте из корневищ родиолы розовой, ни об очищенном препарате родозин, полученных в Томском медицинском институте, я ничего не знал. Не встретился я с этими препаратами до сих пор, а потому ничего не могу сказать о них от себя. Если кому-то из вас такие препараты достанутся, то очень советую не принимать их до обстоятельной консультации с врачами. Я не знаю, как был получен родозин, а вот способ получения экстракта родиолы розовой описан довольно хорошо, и отсюда можно судить, что экстракт родиолы, полученный в Томске, — очень сильное средство. Судите сами: на приготовление такого экстракта на каждый литр 40-градусного спирта требуется 1000 граммов золотого корня, в то время как обычная народная настойка на водке готовится из расчета 50 граммов корня на 500 граммов настойки. А самый простой народный препарат — чай (отвар) готовится по такому рецепту: неполная чайная ложка хорошо измельченного корня на литр воды (это около 5 граммов корня на 1000 граммов воды).

Вот примерно с такого чая (отвара) и началось мое непосредственное знакомство с золотым корнем. Совсем немного корня добавляла Мария Усова в свой колдовской котел, вечно стоявший в летней кухне на печи, и совсем недолго (минут пять-десять) кипятила этот корень вместе с другими лекарственными растениями (бадан, листья земляники, душица...). Чай этот постепенно остывал вместе с печкой, и мы пили его, когда хотели и сколько хотели. И обычно после стакана такого чая я почти тут же ощущал новый прилив сил. В то время я не только лечился, но и много работал (писал книгу о северной тайге), а потому и свидетельствую, что все сказанное выше доброе о золотом корне — самая настоящая правда.

Кроме чая, готовили из золотого корня и настойку на водке. Настойка готовится просто: 50 граммов корневищ, измельченных так, чтобы ови прошли в горлышко, помещают в бутылку емкостью 500 граммов. Затем в эту бутылку наливают простую водку — до самого горлышка. Горлышко прочно закрывают и бутылку с корнем и водкой убирают в темное, не очень холодное место на двадцать дней. Через двадцать дней настойка готова. Сам я никогда не сливал настойку с корневищ радиолы — корневища так и оставались в бутылке до тех пор, пока настойка не подходила к конпу. Такую настойку после приготовления я всегда держал в холодильнике. Храниться этот народный препарат, по-видимому, может достаточно долго. И сейчас у меня в холодильнике стоит такая настойка (вместе с корневищами), стоит уже не первый год, и я не чувствую по действию препарата, чтобы он потерял свою силу...
От чего именно можно лечиться золотым корнем, вы уже знаете.

А теперь вопрос: как лечиться?
Если вы располагаете значительным запасом драгоценного корневища, то готовьте из него чай, берите на литр кипятка неполную чайную ложку измельченных корней, заливайте эта корни кипятком и еще минут 5—10 подержите посуду с чаем на очень медленном огне. Затем дайте вашему чаю остыть. А там и пейте раза два-три в день перед едой (минут за 15 до еды) примерно по 2/3 стакана, чтобы литра чая хватило вам на два дня.

Пить такой чай для лечения надо 20 дней подряд, затем 10 дней отдохнуть, затем снова 20 дней принимать чай, снова 10 дней отдыхать от чая и еще 20 дней приема.
Повторить лечение можно после длительного перерыва. Я сам когда-то подлечивался золотым корнем по такому правилу: наступала осень, устанавливалась осенняя хмурая погода, и я начинал принимать свой чай (или настойку). Обычно к новому году прием заканчивался (три раза по месяцу). А в феврале я снова вспоминал о золотом корне и снова три весенних месяца, трудных для организма, пользовался алтайским чаем...

Настойка принимается точно по такой же схеме, если вы ставите перед собой цель как следует подлечиться: те же 20 дней приема и 10 дней перерыва — и так три раза.
А вот с дозировкой настойки народный опыт советует обходиться таким образом.

Во-первых, советуют начинать прием всего-навсего с одной капли настойки на прием (капля настойки на полстакана воды — и так три раза в день за 15 минут до еды). На следующий день вы принимаете уже по две капли за прием (6 капель в день). И так далее, до тех пор, пока не доберетесь до десяти капель за прием. Больше за один раз принимать не рекомендуется. Вот так по десять капель за прием (30 капель в день) вы и станете принимать свою настойку все остальные дни до окончания полного курса лечения (то есть до конца всех 60 дней, отпущенных на курс). Начнете лечение снова — снова считайте настойку по каплям, прибавляя каждый день по одной капле на прием {до десяти капель).

Это народные советы, и я им следую.
Порой и у здорового человека возникает необходимость однажды поддержать себя. Тогда накапайте сразу капель тридцать на стакан воды и выпейте этот стакан за один прием. Только помните, что ни чай, ни настойку золотого корня нельзя принимать на ночь — вас может посетить бессонница. И хотя эта бессонница странная — не хочется спать и все, а чувствуешь себя бодро, хотя уже дело к утру, — все равно не нарушайте совета, не пейте корень на ночь, когда желаете поспать.

Очень прошу: не принимайте корень в больших количествах — тут могут быть всякие беды. Помните: вес сильное требует к себе особого уважения — рядом с доброй силой всегда гнездится сила злая. Это тоже народный опыт.
Наверное, у вас уже готов ко мне вопрос: почему это автор рассказывает нам о лекарственном растении, которое многим недоступно? Стоит ли занимать людей таким средством, которое им никогда не заполучить?

Нет, я не собираюсь занимать вас пустыми разговорами. Дело в том, что у нас, в европейской части страны, уже прочно привилась культура золотого корня в садах и на огородах — мы уже научились выращивать это чудо-растение у себя возле дома. Конечно, я не очень уверен, что этот доморощенный золотой корень — точь-в-точь золотой корень-легенда Горного Алтая, — ведь выращиваем мы родиолу розовую все-таки не в горах, а на приусадебном участке. Но все равно верю я, что хоть какое-то доброе качество у нашей домашней родиолы розовой есть, сохранилось, досталось ей хотя бы за наши старания и нашу веру в это растение. Тут, правда, молчит еще наша наука, но от себя скажу: свою настойку сейчас я готовлю из доморощенных корней (готовлю именно настойку, так как корня у меня мало и на чай моих запасов никак не хватит), пользуюсь ею все последнее время и особо не чувствую разницы — помощь мне мой нынешний золотой корень оказывает, видимо, такую же, как и тот легендарный корень, который отыскал я когда-то в Горном Алтае. Так что не расстраивайтесь, а попробуйте развести у себя в саду-огороде это растение...

Постарайтесь поискать по осени на рынках корневище этого растения. Корневища эти очень приметные, с другими спутать их трудно. Приобретайте сразу несколько корневищ (и лучше у разных людей) — золотой корень растение двудомное (отдельно растения с женскими и с мужскими цветами). Корневища по осени посадите на грядке, посадите не очень глубоко — глубокую посадку родиола может не принять. Сверху присыпьте землей (слой 3—4 сантиметра), уплотните землю ладонью, пометьте место колышком и ждите весны. И рано весной появятся из земли побега вашего золотого корня.

Очень скоро радиола розовая зацветет. Когда цветки отцветут и листочки растения станут приобретать красноватый оттенок, осторожно срежьте цветочные головки, уберите их в теплое место (вентиляция обязательна), а когда цветочные головки подсохнут, проверьте: одарила ли вас ваша родиола семенами. Если семена обнаружите, то сохраните их и весной посейте на грядку (как вырастить золотой корень из семян, я расскажу чуть позже). Растения же останутся у вас на том месте, где вы посадили их прошлой осенью. К новой осени стебли отпадут и золотой корень, как говорится, уйдет на зиму под землю. А весной снова молодые побеги, новые цветы в, возможно, новые семена. И так года четыре-пять. А там можно провести первую ревизию. Осторожно выкопайте по осени корневища и, если они достаточно подросли, разделите их на части (корневища просто ломаются, но, разумеется, делать это надо осторожно, внимательными руками). Какую-то часть возьмите себе как урожай-подарок за старание, а другие снова посадите в землю — они дадут начало новым растениям.

Собранные корневища-урожаи надо отмыть от земли, тут же обтереть и как следует высушить на вольном воздухе, но только не на солнце. Когда влага обсохнет, корневища следует разрезать (лучше вдоль) на части-полоски и так высушить в темноте, лучше всего на не очень горячей печи. А высушенные корневища надо убрать — хорошо хранить их в холщовом мешочке и тоже в сухом и темном месте. А там и пользуйтесь при необходимости своим золотым корнем, готовя чай или настойку...
Ну, а теперь о том, как вырастить радиолу розовую из семян...
Единой научной рекомендации тут я пока не встречал, сам опыта выращивания родиолы из семян не имею, ибо семян у меня пока не было: оба корневища, которые я приобрел сколько-то лет тому назад и растил сначала на севере, а теперь вот поближе к Москве, оказались растениями одного пола. А потому приведу здесь советы опытных людей, помещенные в журнале «Приусадебное хозяйство» (№ 1 за 1990 год).

«Семена высевают под зиму или ранней весной. Всходы умеренно поливают, а почву рыхлят и очищают от сорняков. На постоянное место сеянцы пересаживают в двухлетнем возрасте. Между растениями в ряду оставляют по 50 см, а между рядами — 70 см. Корневища не заглубляют — почка должна находиться на уровне почвы. Посадки обычно поливают, а на другой день мульчируют перегноем. В течеяие вегетации поддерживают умеренную влажность почвы. Уход за радиолой розовой заключается в рыхлении почвы, прополке, умеренном поливе, особенно в засушливое время...»
Л. Епончинов, кандидат биологических наук, г. Щадринск. Курганская область.        

«Я занимаюсь выращиванием золотого корня давно, поэтому выра6оталась и своя агротехника. Начинаю с посева семян. Когда семеннные коробочки побуреют и станут сухими, срезаю их ножницами, складываю в картонную коробку и досушиваю в тени при комнатной температуре. Затем просеваю через хозяйственное сито — шелуха в нем остается, а мелкие семена высыпаются на заранее подстеленную бумагу. Ссыпаю их в коробку и ставлю в холодильник, поближе к морозильнику.
Весной,   когда   потеплеет,   в   ящики   (размеры   по   усмотрению) набиваю торфяную крошку (можно    брать    лиственный     или  древесный перегной), хорошо  увлажняю   и   подравниваю   поверхность земли металлическим уплотнителем.    Семена    высеваю, разбрасывая   их   по   поверхности,   но   не   густо.   Пульверизатором или из    детской    леечки    смачиваю    почву    крепким    раствором перманганата   калия.   В   результате  семена   несколько   втягиваются землю.   Ящики   с   семенами   накрываю   стеклами   и   ставлю   в затененное  и   самое  теплое  место  сада.   На   4—5-й  день  семена обычно  дружно   прорастают.

Недели через полторы после всхода семян стекла снимаю и ящики с растениями ставлю под пленочный навес, чтобы мелкую рассаду не выбило дождем. Через 1—1,5 месяца, когда она хорошо укоренится, ящики выношу на солнце или снимаю пленку.

Так рассада золотого корня и растет в ящиках до осени. В августе - сентябре родиолу  можно рассаживать, а можно и оставить в ящиках до следующей весны. Гряды под посадку на постоянное место молодых растений готовлю так. На каждый квадратный метр вношу 20—30 кг торфяной крошки или лиственного перегноя и  10—15 кг  крупнозернистого песка. Все это хорошо перемешиваю и перекапываю  два раза на глубину 20 см. Растения высаживаю в шахматном порядке на расстоянии 20 см.
В последние годы на дно будущей гряды я закладываю слой опавшего древесного листа толщиной 15—20 см, а сверху — слой почвы в 5 см. На такой гряде корневища «созревают» уже через три года  после посадки рассады.
Постоянно слежу, чтобы почва была умеренно влажной и не зарастала сорняками. Морозов золотой корень не боится (на зиму укрывать не следует, иначе выпреет), любит солнце и хорошо растет в ящиках на балконах».
В. Лилипюк, садовод-любитель, г. Сумы.

«В 1982 г. я получила из Кемеровской области уже стратифицированные семена этого растений. Весной посеяла их. Вскоре появились очень дружные всходы, которые я рассадила.
Почва  на   моем  участке —  подзол,   а  под ним грунт какого-то желтого цвета. Удобрена она была только золой от костров и листвой после вырубки деревьев, вскопана на штык лопаты. Золотой корень у меня не получал никакой подкормки и поливать — не поливаю, а растет прекрасно. Корни мощные, мясистые, наземная часть пышная. Если вовремя не сорву, цветки, то он размножается самосевом в большом количестве — и никакой возни с семенами. Пересаживаю растения в любое время, если мешают друг другу.
Не подкармливаю и другие лекарственные растения. Я вообще прочив кормежки, если они развиваются и растут нормально».
А. Иванова, садовод-любитель, г. Петрозаводск.

Как-то я уже советовал вам поискать мою книжечку «В медвежьем краю» и прочесть там небольшую документальную повесть «Алтайский чай». Сейчас, закончив рассказ о золотом корне, этот совет я повторяю, ибо эта моя работа поможет вам познакомиться с легендарным растением поближе...

ЧАГА

Название этой моей книжечки — «Лечитесь травами». Травы — это травянистые растения, а никак не деревья и кустарники. А потому, точно следуя названию, должен был я рассказывать вам только о травах, забывая, что без той же березы или калины нет никакого траволечевия. Так что я здесь несколько нарушил строгие правила ботаники, когда следом за травянистыми растениями (травами) пустырником, валерианой и родиолой розовой собрался рассказать вам о чаге, о березовом грибе-наросте, который нет-нет да и встретите вы на тех же березах... Чем оправдаться мне тут? Может, только тем, что люди, хорошо знающие силу растений (и трав, и кустарников, и деревьев) всегда именуются в народе травниками, да и первые печатные пособия по фитотерапии неизменно назывались именно травниками.

Хочу оправдаться я перед своими читателями-собеседниками и еше в одном... Задумывая эту книгу, хотел я познакомить вас только с растениями обычными, доступными почти каждому. А потому и начал свой рассказ с пустырника, с сорняка (да еще надоедливого), который каждый из вас может отыскать. Но вот следом за пустырником явилась вдруг валериана, которую сегодня по многим местам отыскать в дикорастущем состоянии не так-то просто. А там попросилась в рассказ и родиола розовая, родина которой так далеко от нас с вами. Но и тут я нашел себе оправдание, не желая отказываться от добрых услуг валерианы и золотого корня, которые очень нужны нам в наше нынешнее беспокойное время — я постарался увлечь вас аптекарским огородом и, как мог, подсказал вам, как вырастить и золотой корень, и валериану у себя в саду-огороде.

И вот теперь, оправдавшись перед вами, я снова возвращаюсь к лекарственным средствам, которые до сих пор еще доступны многим и сбор которых, по-моему, не очень вредит природе. А Чага — средство замечательное, сильное, давно известное в народе и в то же время, по-моему, согласно принято и официальной медициной. И так же, как пустырник, валериана и родиола розовая, Чага (березовый гриб) очень нужна нам сейчас и прежде веет для того, чтобы вступить в бой с тяжелейший заболеванием — раком.

Так  уж повелось у нас, что больного раком обычно держат в неведении по части его здоровья. Говорят правду о болезни только близким, и те вместе с врачами окружают больного глубокой тайной. И больной, не зная всей правды, верит в выздоровление, которое придет от врачей...

Безусловно, вера в выздоровление помогает больному. Без веры во врача и лекарство нет и не может быть никакого успешного лечения. Конечно, вы слышали о таких случаях, когда вместо лекарства врач, пользующийся доверием больного, предлагал последнему стакан простой воды и достигал положительного эффекта. Но все равно я упорно считаю, что вера во врача, в лекарство, в выздоровление не должна строиться на обмане, на сокрытии истинного положения дел — вера должна выстраиваться на реальной основе: больной должен знать, что с ним, и вместе с тем должен знать, чем именно и как он сможет себе помочь. И тут задача и врача, и родственников видится мне в том, чтобы предоставить больному все возможные средства для победы над болезнью и внушить веру, что такая победа возможна, если постараться.

А средства победить даже самые тяжелые заболевания есть, и есть они прежде всего в природе: в природе, окружающей нас, и в нас самих. И если мы поверим природе, если поверим себе и вместо того, чтобы считать, сколько еще дней отпущено нам на этой грешной земле, станем думать о жизни, о весеннем солнце, о первых теплых дождях, о первых цветах и первых песнях птиц и вместе с этим вернем себе заботы-беспокойство о тех, кто в нашей заботе нуждается, то, поверьте природе, поверьте ее мудрости — успех будет обеспечен.
Я уже вспоминал очень умную книжечку В. С. Городинской «Таинство сил исцеляющих». И сейчас, в подтверждение только что сказанного мной, хочу привести вам из этой книжечки небольшой, но очень важный отрывок:

«Философия единства всего сушего, так ярко выраженная в трудах В. И. Вернадского, а задолго до него — в идее Бога Вездесушего и Всеобъемлющего, от Которого исходит, в Котором сходится все существующее в Космосе и на Земле, в телах звезд, планет, растений, животных, человека, — эта философия, мало-помалу начинающая проникать в умы даже самых закоренелых примитивных материалистов современности, позволяет нам с полной правомерностью полагать, что существует и единство болезнетворных микроорганизмов (при всем их разнообразии) — вирусов и бактерий, поражающих всевозможными недугами и растения, и животных, и человека. Отсюда вполне естественно вытекает вывод, что те биохимические соединения, что синтезируются растениями для защиты от болезнетворных микробов, с наилучшей и наибольшей эффективностью могут быть применены для исцеления людей от самых различных, в том числе и самых страшных, болезней. Именно на философии всеединства сущего и было мною предсказано еще три года назад (1987 г.), что если и отыщется эффективное средство борьбы со СПИДом, то искать его нужно в растениях. Недавнее сообщение из Японии и США подтвердило это предсказание: препараты, приготовленные из определенных растений, если и не окончательно излечивают, то во всяком случае замедляют и облегчают течение болезни. Уверена, что столь обнадеживающее начало завершится тем, что именно в растениях будет найдено радикальное средство полного излечения СПИДа.

Абсолютно уверена и в том, что все без исключения болезни, в том числе и такие до сих пор не поддающиеся фармакохимии, как рак, ишемические болезни сердца к другие смертельные недуги, смогут быть побеждены только с помощью растительных лекарственных средств — понятно, на фоне лечебных мероприятий другого характера: специальных диет, биорадиационной {экстрасенсорной), мануальной н акупунктурной терапии, других методов исцеления, накопленных человечеством по меньшей мере за 40 тысяч лет его разумного существования и столь неразумно изгнанных из медицинского обихода в последние столетия...»

Давайте прочтем еше одно место из книги В. С. Городинской, чтобы укрепить в себе веру в силу растительного мира и в силу человека, поверившего природе:

«С детства и до сего дня мне не дает покоя удивительный случай. Отец одной из моих подруг тяжело заболел. Он долго лежал в больнице, потом врачи предложили жене забрать его домой, поскольку по всем медицинским показаниям {рентгеновские снимки, биологические и биохимические анализы) было ясно, что у него рак желудка. Врачи утверждали, что ему осталось жить не более двух месяцев, и потому отправили домой умирать. Он вышел из больницы худой — скелет, а не живой человек, еле поднялся по трем ступенькам на крыльцо. Есть ничего не мог, его жестоко рвало кровью. Мы с ужасом смотрели на дядю Мишу и не знали, чем — но так хотелось! — ему помочь. Поэтому, когда дня три, а может, неделю спустя он попросил нарвать ему пижмы, мы с радостью бросились на ближайший пустырь и принесли громадные букеты. Он заваривал это растение и пил настой. Пил не так, как рекомендуется во всевозможной литературе и народных травниках — по столовой ложке. Нет, он готовил сразу четыре литра настоя и выпивал его за день. Я, дочь потомственных врачей, уже тогда знала о сильных ядовитых свойствах пижмы и смотрела на это самоубийство с ужасом. В ужас приходили и мои родители, достаточно хорошо разбиравшиеся и в биологии вообще, и в человеческом организме в частности. Они протестовали и убеждали не пить в таких количествах этот ядовитый напиток. Но дядя Миша только отмахивался. Знал ли он о приговоре врачей и потому решил, что хуже не будет, или просто нравился ему этот чрезвычайно горький напиток, мне неизвестно. Он поправился. Было это более тридцати лет назад. Он жив и до сих пор бодр и практически здоров, во всяком случае, намного бодрее и здоровее, чем многие его ровесников, тех, кому за семьдесят.

Много позже я слышала от вполне заслуживающих доверия людей о таких же исцелениях травами, читала книгу замечательного английского путешественника, первым в одиночку совершившего на яхте кругосветное путешествие, Френсиса Чичестера. Его, сорокалетнего, врачи тоже приговорили к смерти от рака. Поскольку в Англии принято сообщать всю правду больным, они сказали, что ему осталось не более полугода. Был Чичестер в то время вовсе не яхтсменом, а довольно преуспевающим предпринимателем. Решив всласть пожить напоследок, он обратил всю свою недвижимость в деньги и отправился на континент. В конце отпущенного ему врачами срока снежный обвал в горах Швейцарии запер его совершенно одного в горной хижине, где из съестных припасов был лишь мешок Лука и чеснока. С голоду Чичестеру пришлось есть эти овощи довольно долгое время. Когда спасатели разгребли завалы льда и снега и освободили его, срок отпущенной Чичестеру жизни уже давно прошел. Чувствовал он себя как нельзя лучше. После долгих обследований один из лучших швейцарских онкологов сказал Чичестеру, что он совершенно здоров. То же подтвердили и другие онкологи-знаменитости. Поскольку денег у Чичестера уже не было, он решил снова бросить вызов судьбе и отправиться в кругосветное путешествие на яхте. «В которую, — подчеркивает он, — я никогда не забывал положить мешок чеснока и Лука».

Словом, такие исцеления от рака бывают, хотя, может быть, не   так   часто,   как  нам  хотелось  бы.   И   механизм   их   довольно нетрудно представить. По-видимому, в случае с дядей Мишей разросшиеся опухолевые клетки, за неимением в пустом желудке питательных веществ, жадно поглощали биогенные соединения пижмы. Или, как у Чичестера, Лука и чеснока, а вместе с ними и токсичные вещества и отравлялись ядами пижмы и фитонцидами чеснока и Лука. Впрочем, вполне возможно, что в тех же растениях содержатся фенолы или иные соединения, уничтожающие раковые клетки.
Не дает мне покоя иное — откуда дядя Миша знал, что поможет ему пижма? Ни в одном справочнике по лекарственным растениям (в том числе и древнейших), ни в одной записи народных средств не значится, что пижма помогает от рака. Правда, в естественной медицине она рекомендуется — в малых дозах! — при болезнях печени и желчного пузыря, кишечных заболеваниях и как противоглистное, но от этих заболеваний исцеляют, и более эффективно, десятки, если не сотни трав. А он выбрал почему-то пижму! Почему?
Ответа от него добиться так и не удалось. «Так захотелось», — неоднократно отвечал он. И я вполне понимаю, что он и сам не знает — почему.
Возможно, не погибла в нем древняя звериная способность слышать, что именно требуют клетки организма. Возможно, способность эта обострилась до крайности в предсмертные часы. И когда пахнувший в раскрытое окно ветерок донес запах пижмы, ему просто захотелось ее испить. Как болонке хотелось съесть подходящую
травку.
Впрочем, в анналах современной медицины зафиксировано немало случаев самолечения от рака, в том числе и принципиально сходных с тем, какое было у дяди Миши
Венгерский онколог А. Ференци описывает один из таких случаев. У больного 54 лет во время операции было установлено заболевание раком легкого, что подтверждалось и гистологическим исследованием. Оперировать застарелую и широко разросшуюся раковую опухоль не представлялось возможным: удаление легкого привело бы к смерти пациента. Рентгенотерапия также была безрезультатна. Больного выписали домой в тяжелом состоянии. За время болезни он потерял 27 килограммов веса.
Девять месяцев спустя его состояние стало неожиданно улучшаться, он поправился на 12 килограммов и чувствовал себя совершенно здоровым. Диньес, главный онколог венгерской провинции Гьеры, стал сомневаться в диагнозе, так как никогда еще не наблюдал клиническое выздоровлении больных с неоперабельным раком. Больной был послан на обследование к доктору Ференци.
Тщательно проведенное обследование показало, что пациент практически здоров. Никаких жалоб, РОЭ в пределах нормы, на рентгенограмме легкого не обнаружилось никаких серьезных образований. Обстоятельный опрос выяснил, что примерно три месяца назад он начал ежедневно съедать большое количество салата из красной свеклы. Не из лечебных соображений, а просто так, потому что ему этого очень хотелось.
Думаю, что пять, десять, а может быть, и больше тысяч лет назад было гораздо больше людей, обладавших более обостренной способностью чувствовать веления заболевших клеток организма и на основе этих велений находящих соответствующие целебные травы, исцелившихся ими а передававших свой опыт другим, тем, кто не был столь чувствителен. Эти-то травы и стали основой снадобий древней естественной медицины. А за века и тысячелетия отсеялись из них, так сказать, индивидуальные я разовые. Остались только те, что эффективно помогали всем. Иначе бы их не стали заносить в древние врачебные фолианты и хранить в памяти.
Вот почему я так настойчиво ратую за проверку и применение старинных снадобий естественной медицины».

В конце своей книги В. С. Городинская приводит «указатель лекарственных растений по их применению при заболеваниях», где под названием 'Противораковые» перечислены:
Лук. Морковь. Свекла. Черная смородина. Чай. Чеснок. Зверобой. Калина. Подорожник. Пижма. Полынь. Рябина обыкновенная и черноплодная. Толокнянка. Чага. Черника. Шиповник.
Вот перед вами те растения, которые способны вступить в бой с такой страшной болезнью, как рак, и победить ее... Вот он Лук, чеснок, вот она свекла и Чага... Выбирайте! Подумайте, приглядитесь, прислушайтесь к себе, какое растение покажется вам ближе всего, какое, как говорится, ляжет на душу... И с Богом!
Вот почему и ратую я все время за правду... Есть в природе средства победить любые болезни. Есть у человека потенциальные силы выстоять в любых ситуациях. Но для такой мобилизации сил природы и сил своих собственных необходимо знать, что ты на самом деле очень тяжело болен. И тогда твои защитные механизмы начнут работать. Это — главное условие спасения.
Скажите, имеем ли мы право скрывать от человека, обреченного нашей неправдой на скорый конец, те средства, которые его могут спасти?..
Сейчас наша очень хорошая знакомая доживает свои последние дни. Оперировать ее не стали. Колют наркотики. Она еще на ногах, но скоро сляжет совсем. Я понимаю все это. Готов рассказать ей обо всем, что знаю, о чем читал, что помню, в чем не раз убеждался сам. Готов предложить ей самой выбрать для себя путь к спасению. Но вокруг заговор лжи. О раке знают только родственники, знаю и я, а больная не знает и верит, что у нее всего-навсего что-то с желчным пузырем. А отсюда и нет нужной мобилизации, нет нужной помощи.
Что могу я в этом случае?.. Всеми правдами и неправдами убедил больную принимать чагу-Чагу я заготавливаю сам: сам ищу, собираю, сушу и, как положено, храню. Чаги заготавливаю каждое лето немного: только для себя и еще на всякий случай для двух-трех человек. Заготавливаю чагу каждый год, то есть к осени у меня всегда свежее лекарство, хотя, судя по литературе, Чага хранит свою целебную силу полных два года (правда, здесь есть некоторые разночтения; некоторые источники указывают, что Чага хранит свою силу не больше шести месяцев после сбора).
Эту чагу и принимает сейчас наша знакомая, но принимает ее почти по принуждению, ибо ни в какой литературе не подчеркивается особо, что Чага вылечивает болезни желчного пузыря. Увы, несчастная женщина принимает сейчас чагу больше по моей просьбе. Гибнет человек. А мог бы еще жить и жить. Честное слово!
У меня на книжной полке, где собрана литература о лекарственных растениях, хранится книга, изданная в 1959 году в Ленинграде. Тираж этой книги небольшой — всего 10 000 экземпляров. Книга умная, научная, но стоила она всего ничего — чуть больше сегодняшнего рубля. Такой дешевой, доступной книги при малых тиражах сейчас, в наше время очумевших предпринимателей и властей, уже не выпустить — она будет убыточна. Сейчас выпускают только то, что дает большой доход. Выпускать подобную книгу (ее название — «Чага и ее лечебное применение при раке IV стадии) сейчас не пожелает никто. А ведь это большой научный труд новых лаборатории новых антибиотиков Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР и госпитальной терапевтической клиники 1 Ленинградского медицинского института им И. П. Пирогова. Это итог работы многих честных ученых. Увы, сейчас грамотный читатель практически лишен подобной научной информации из-за книжной политики, устроенной нынче в России.
А в 1959 году все было иначе, и я, всего-навсего интересовавшийся лекарственными травами, мог встретить такую книгу, а там и поставить ее на свою книжную полку... Вот из книги «Чага и ее лечебное применение при раке IV стадии» я и процитирую сейчас выводы, которые сделал в свое время (1957 г.) по существу проведенной работы действительный член АМН СССР профессор М. В. Черноруцкий:
«В подтверждение терапевтической эффективности чаги при раке IV стадии различных локализаций можно привести ряд фактов и наблюдений:
1) лечебное действие чаги проявляется при таком необратимом и, как правило, беспрерывно прогрессирующем заболевании, как рак в его конечных стадиях;
2) лечебный эффект поддерживается длительное время (месяцами и годами), причем в ряде случаев при достаточно длительном применении чаги наблюдается отчетливое замедление болезненного процесса и уменьшение наклонности опухоли к метастазированию;
3) наблюдается отчетливая закономерность в динамике изменений отдельных симптомов болезни и общей ее клинической картины вплоть до восстановления полной работоспособности больных;
4) лечебный эффект зависит от исходного состояния больных, то есть от известной степени сохранности их запасных сил, защитных, компенсаторных и приспособительных механизмов, от состояния нервной системы и общей реактивности организма;
5) выявлено определенное соответствие между благоприятными сдвигами в клинической картине заболевания и такими же сдвигами в сторону нормализации и восстановления нарушенных физиологических функций и функционального состояния нервной системы в целом.
Все это вместе взятое дает достаточно оснований заключить, что Чага является терапевтически активным средством и заслуживает дальнейшего систематического и углубленного изучения».

Здесь следует добавить для непосвященных, что «под раком IV стадии понимают такую стадию болезни, когда имеется прорастание опухоли в соседние органы и метастазы на расстоянии в другие органы и лимфатические узлы. Радикальное оперативное лечение таких больных невозможно, а лучевая терапия бесполезна и часто вредна. Лечению больных в этой стадии уделяется недостаточное внимание и оно ограничивается обычно применением наркотиков» (цитата из той же работы — год 1959). То есть, как вы понимаете, речь идет о практически обреченных людях...
Вот после такого рассказа-убеждения, после такой рекламы березового гриба — чаги я и позволю себе вспомнить свою чагу, как встретилась  она мне, как помнится. А затем уже расскажу, как  искать, заготавливать, хранить березовый гриб и как им пользоваться
С чагой я встретился впервые где-то сразу после войны... Тогда у моей  мамы болел желудок и ей предстояло повторить путь почти всех своих близких родственников — отправиться на операционный стол. Только что операцию желудка перенесла моя тетя, мамина сестра, — операция прошла очень тяжело. Незадолго до этого от прободения язвы желудка скончался мамин родной брат. А до того еле-еле спасли от прободной язвы желудка еще одного маминого брата. Словом, наша наследственность круто заявляла о
Уж не знаю точно, почему моя мама не согласилась на операцию: то ли свежи были в памяти недавние семейные события, то ли была у моей мамы вера, что можно обойтись и без хирургического ножа, — моя мама человек очень сильной воли, и, возможно,  эта воля и помогла ей победить болезнь. Не знаю я и другого: откуда взялся у нас дома рецепт чаги. Только Чага у нас в конце концов появилась — приносил ее нам молочник из Подмосковья, который раза два в неделю снабжал наш дом свежим коровьим молоком.
Эту чагу мама терла на терке (приходилось и мне подолгу на терке прочный, сухой березовый гриб). Затем истертая Чага (порошок) заливалась холодной водой, и литровую банку с чагой оставляли настаиваться двое суток. А затем мама пила этот темно-коричневый настой, пила, как говорится, в охотку, выпивала за день всю литровую банку, но только пила до еды, натощак. То никакой строгой нормы (по ложке за прием — о которой упомянула В. С. Городинская, описывая случай исцеления больного пижмой) тут не соблюдалось.
Это правило — пить целебные настои и отвары в охотку, без особой нормы, но только натощак — я оставил и для себя. Такого правила придерживались и мои знакомые травники, и лишь в случае, когда речь шла о растениях очень сильных (тот же золотой корень, маралий корень) или о растениях ядовитых, отвары, настои,  а тем более  настойки  ими  строго дозировались.  И вообще   настойки  на   водке   и   спирте  дозировались  травниками очень строго всегда — лечение тут шло обычно по каплям, а не стопками, иначе лечение могло превратиться в тихое пьянство...
Мама лечилась чагой долго: всю осень, всю зиму и всю весну. И в конце концов никакой операции ей не потребовалось. Моей маме сейчас 84 года. Конечно, она помнит всегда, что ей по наследству достался слабый желудок, а потому никаких особых излишеств в еде себе не позволяет. Но в то же время в ее меню может входить и хрен, и Лук, и чеснок, и прочие не такие уж «нежные» продукты питания. Конечно, она соблюдает и какую-то диету, которая сейчас определяется прежде всего ее возрастом. Но фактом остается, что после того, послевоенного лечения чагой желудок у мамы почти никогда серьезно не болел.
Как убеждался я не раз, правило, что рыбак рыбака видит издалека, верно действует не только для рыбаков — еще верней подобная «профессиональная» связь устанавливается, по-моему, между людьми, перенесшими похожие заболевания. Не составила тут исключения болезнь моей мамы: после этого у нас постоянно стали появляться знакомые желудочники, и, как оказалось, многие из них успешно лечились чагой. Была среди наших знакомых и одна женщина, болевшая в прошлом раком. Ее оперировали, отправили домой умирать, и ей становилось все хуже и хуже. Но тут помог случай — кто-то рассказал ей о чаге. И женщина вернулась к жизни с помощью березового гриба.
Позже, уже взрослым человеком, я встречал достаточно много (особенно в лесной зоне страны) людей, которые хорошо знали чагу, лечились с ее помощью и были ей благодарны. В таких случаях, как правило, речь шла об излечении желудка и кишечника...
Увы, какое-то время внимание к чаге, как мне кажется, было потеряно среди новых и обязательно очень сильных (если не самых радикальных) растений-целителей, которые любит открывать в первую очередь наша пресса, скромная Чага будто и затерялась, отступила назад, но свою силу не потеряла, и я сам всегда помнил об этом чудесном средстве, напоминал о нем и своим знакомым и радуюсь, когда моя Чага кому-то действительно помогает.
Как уже говорилось, чагу для себя я заготавливаю каждое лето. Добавляю ее понемногу (1—2 небольших кусочка) обычно к отвару (чаю) из трав, который готовлю в термосе (закладываю в термос и чагу и траву, заливаю вес кипятком, а там жду какое-то время, чтобы чай как следует заварился). Когда дает о себе знать желудок, то пью настой чаги, такой же, какой готовила когда-то моя мама. Только чагу на терке не тру, а колю ее щипцами для сахара на небольшие кусочки, эти кусочки и заливаю в литровой банке холодной водой. А там двое суток жду, когда Чага как следует настоится. Все это время банка с настоем стоит на столе (то есть не в темноте и не в тепле). Приготовленный настой (литр настоя) выпиваю за день — пью в охотку, но только натощак. И пью, когда побаливает желудок, долго, без перерывов, каждый день (всю осень или всю весну). Все это время много работаю (с осени до весны у меня самая писательская работа, а от нее и все мои болезни) и чувствую определенное облегчение.

«Чага — старинное народное средство, широко известное населению северных лесов Сибири... Народы Севера и Сибири с давних времен охотно используют ее как заменитель натурального чая. Напиток чаги безвреден, по вкусу напоминает обычный чай. По утверждению сибиряков-охотников, такой чай восстанавливает силы, придает бодрость, повышает аппетит, снимает головные боли.

В народной медицине Чага с древних времен известна как противораковое средство. Летописи утверждают, что она использовалась с этой целью еще при княжении Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125 гг.). На применение чаги при раковых заболеваниях в XVI—XVII веках указывает советская исследовательница А. В. Пруссак (1956 г.)...
О природе березового гриба — чаги до самого последнего времени было много толкований. После всестороннего анализа, проведенного доктором биологических наук А. С. Бондарцевым (1959), было установлено, что чагой, или березовым грибом, называются грибные образования на стволах живых, чаще взрослых берез, имеющие вид неправильных желвакообразных выростов с сильно изрытой и растрескавшейся поверхностью, достигающие одного и более килограммов веса. Внутренняя ткань этих наростов темно-коричневая, твердая. По направлению к древесине она делается несколько светлей и мягче и часто пронизывается мелкими желтоватыми прожилками. Гифы этого гриба, проникая внутрь древесины, разрушают ее и вызывают в конечном итоге белую гниль с черными нитями по ее границе. Чага изредка встречается на живых стволах ольхи, вяза и рябины (для лечебных целей берут чагу только с березы. — А. Онегов).
Развитие наростов чаги всегда связано с повреждением стволов, часто с морозобойными трещинами или механическими повреждениями. По длине морозобоиной трещины эти наросты могут тянуться до метра и более.
Указанные грибные образования не имеют трубчатого слоя, свойственного всем нормально развивающимся трутовикам, и представляют собой бесплодную стадию гриба, которую до последнего времени ошибочно считали принадлежащей трутовику ложному...
Трутовик образует подково- и копытообразные плодовые тела и растет почти на всех видах деревьев. По этому признаку и по трубчатому строению тела трутовик легко отличить от чаги (помните это и никогда не путайте трутовик с чагой: трутовик выглядит на дереве шляпкой гриба, а Чага — темно-коричневый шершавый нарост. — А, Онегов). Никаким лечебным свойством трутовик не обладает, а использование его по назначению вместо чаги приносит только вред — отравление.
Собирать чагу можно в любое время года, но лучше всего ее отыскивать в период, когда деревья стоят голые. В это время ее хорошо видно на белых стволах в виде черных наростов. Их отрубают топором, счищают внутреннюю рыхлую часть, обрубают приставшие куски коры и древесины. Затем разрубают на куски в 3—6 см, подсушивают на воздухе или в печах при температуре не выше 50—60 град. С. Хранить чагу следует в сухом месте, так как она быстро плесневеет...
Показаниями для применения чаги в настоящее время являются язвенная болезнь, гастрит, злокачественные опухоли, особенно рак желудка, легких и других органов, в тех случаях, где недопустимы для лечения лучевая терапия и хирургическое вмешательство (А. Ф. Ганнерман и др., 1963).
Основной формой применения чаги является водный настой. Для его приготовления берется 1 стакан измельченного гриба, заливается пятью стаканами теплой кипяченой воды и настаивается двое суток. Настой сливают, остаток отжинают через марлю. Применяют по полстакана 6 раз в сутки. Срок годности настоя 3—4 дня...»
(Я. П. Голышенков. Лекарственные растения и их использование. Саранск, 1971)

Что добавить к этой достаточно точной цитате? Во-первых, медицина основательно советует, что при лечении чагой не рекомендуется употреблять в пишу консервированные продукты, различные копчености, острые приправы. Следует в этом случае ограничить прием мяса и жиров. Лучше всего перейти на молочную и растительную пищу. При лечении чагой нельзя принимать пенициллин и вводить внутривенно глюкозу...
Во-вторых, настой, приготовленный по указанному рецепту (1 стакан измельченного гриба на 5 стаканов воды), достаточно «крепкий», если учесть, что рекомендуется измельчать чагу для приготовления настоя на терке. И бывают случаи, когда прием такого крепкого настоя вызывает отрицательные реакции — прежде всего появляется нежелание пить такой «крепкий» настой, а там те или иные беспокойства {запоры, изжога). С такими явлениями сталкивался я сам, а потому для себя готовлю настой послабей: в литровую банку засыпаю мелко наколотые (теми же щипцами для сахара) кусочки чаги с таким расчетом, чтобы они занимали 1/6, в крайнем случае 1/5 часть банки, а затем уже заливаю воду. Но такой настой я готовлю только в том случае, когда требуется лечение. Когда же просто есть желание попить чагу (а Чага поддерживает тонус организма, оказывает благоприятное действие на нервную систему), то настаиваю в литровой банке еще меньшее количество чаги: порой мелкими кусочками гриба только плотно закрываю дно банки. Вот такой настой послабей можно пить, совсем не опасаясь за свое состояние.
Чаги в наших, а особенно в северных лесах достаточно. К тому же это так называемый восполнимый продукт: на месте взятого гриба, хотя и не очень скоро, но вырастает новый, после зимы на новых морозобойных трещинах появится новая Чага. Так что пользуйтесь этим добрым грибом на здоровье!

eXTReMe Tracker